Роберт Фицрой является основоположником современной метеорологии, хотя при жизни он даже не догадывался, что ему предстоит увековечить свое имя в этой роли. Будучи уверенным в достоверности своих предсказаний погоды, он постоянно сталкивался с непониманием и насмешками и закончил свою жизнь трагически, так и не получив признания своих способностей.
Юность Роберта Фицроя
Роберт Фицрой происходил из знатного рода потомственных английских аристократов, восходящего к герцогу Графтону, первому маркизу Лондондерри и королю Англии и Шотландии Карлу II. Он родился в 1805 году в поместье Эмптон-Холл графства Саффолк.
В одиннадцатилетнем возрасте юношу отдали в королевское военно-морское училище в Портсмуте, а в четырнадцать он уже стал мичманом на судне «Хайнд».
Показав себя отличным офицером, Роберт начал делать стремительную карьеру в военно-морском флоте Великобритании.
Вскоре он был переведен метеорологом на корабль «Бигль», отправлявшийся для изучения Огненной Земли, а в 1828 году, в возрасте двадцати трех лет был назначен капитаном этого корабля.
Тайна корабля Бигль
Корабль «Бигль» был одним из немногих судов британского флота, который пользовался плохой репутацией. Его постройка считалась неудачной – тесные каюты, рядом с ними – помещение с корабельными припасами, которое кишело насекомыми, большая команда корабля вынуждена была постоянно жить в стесненных и антисанитарных условиях.
Кроме того, конструкция таких кораблей была крайне ненадежной, при сильном шторме они могли легко перевернуться.
Дурная слава о «Бигле» имела и другие причины – за несколько лет до назначения Фицроя его капитан покончил собой, по непонятным причинам перерезав себе горло перочинным ножиком.
Роберт Фицрой принял командование кораблем, однако до конца своих дней считал, что этим он принял на себя проклятие его капитана.
Путешествие на Огненную землю
После своего назначения капитаном «Бигля», Фицрой провел на Огненной земле еще полтора года, занимаясь метеорологией, составлением карт и изучением образа жизни местных туземцев. Вернувшись на родину, он привез четверых детей туземцев для обучения их в Англии и воспитания на европейский манер, чтобы, вернувшись, они могли нести свет цивилизации своим соплеменникам.
В 1831 году «Бигль» под командованием капитана Роберта Фицроя снова отправился на Огненную землю, чтобы доставить обратно обучившихся туземцев и продолжить исследования.
В этой экспедиции принял участие русский исследователь Чарльз Дарвин. Итогом его путешествия стала написанная позже книга «Путешествие натуралиста вокруг света», которая на самом деле являлась отчетом об экспедиции, сделанным не без участия Фицроя.
Это породило между ними неприязнь, хотя и до этого они временами ссорились на почве эволюционистских взглядов и Фицрой надолго запирался в своей каюте, одолеваемый депрессией.
Первая в мире служба прогноза погоды
Через пять лет «Бигль» уже окончательно вернулся в Англию, Роберт Фицрой был награжден золотой медалью Королевского географического общества и покончил с мореплаванием. Вскоре он был назначен губернатором Новой Зеландии, но этот опыт оказался для него неудачным, и он вернулся к занятиям метеорологией.
Еще со времен плавания на «Бигле» у Фицроя появились идеи, как можно предсказывать погоду и давать рекомендации морякам. Он создал первую в мире службу прогноза погоды и стал публиковать свои предсказания. Поначалу его идеи не воспринимали всерьез, над ним смеялись и говорили, что предсказывать погоду невозможно. Фицрой категорически был несогласен с такими заявлениями.
Отношение к его деятельности изменилось только в 1859 году, когда внезапно налетевшая буря потопила королевский корабль, перевозивший золото.
Тогда Роберта Фицроя повысили в звании до вице-адмирала и обеспечили государственным финансированием, на которое он построил несколько десятков станций наблюдения за погодой и основал Метеорологический департамент Великобритании. При помощи телеграфа данные о погоде отправлялись со станций в департамент, на их основании составлялись прогнозы и публиковались.
Исполнение проклятия Бигля
Разумеется, в те времена сводки погоды не могли быть совершенными, часто случались ошибки, из-за чего Фицрой вынужден был терпеть нападки прессы и отбиваться от недовольных сограждан. Он пытался отстаивать свои убеждения и разъяснять людям принципы работы департамента, публиковал в газетах ответы на многочисленные вопросы, но из-за этого дебаты разгорались с еще большей силой.
В 1862 году Роберт Фицрой издал книгу о прогнозировании погоды, которая моментально была переведена на многие европейские языки и разлетелась по свету, что не положило конец гонениям на ученого.
Все это отрицательно сказывалось на его физическом и психическом здоровье, он начал часто болеть и впадать в депрессию.
В апреле 1865 года проклятие первого капитана «Бигля» все-таки настигло ученого. Он заперся в своем кабинете и, как его предшественник, перерезал себе горло.