Среди многочисленных антироссийских санкций, ограничения против российских авиакомпаний стоят немного особняком. Они были введены быстро и без намека на поэтапность и плановость, мощь санкций была максимальна. Отечественные комментаторы, не без оснований предполагали, что целью такого нехарактерного подхода было нанесение шокирующего воздействия – с крахом перевозок, компаний и пустому небу над государством. Однако, результаты первого года под санкциями показали ошеломляющие выводы:
- Активность полетов над Россией не изменилась.
- Перевозки пассажиров и грузов не только не рухнули, но и были существенно увеличены.
- Не обанкротилась ни одна из российских авиакомпаний, напротив, отрасль отчиталась о прибыли в 88 млрд. руб.
- В планах правительства доведение доли отечественных лайнеров в авиапарке до 70% к 2030 году при 100% переводе на отечественное ПО.
А что у противника? А там – многомиллиардные убытки и утрата конкурентоспособности перед перевозчиками из ближневосточных и азиатских стран.
Даже немного удивительно, особенно по сравнению с автомобилестроением, где ситуация крайне неприятная, но «в воздухе» Россия одержала полную победу над Западом. Пока, правда, враги упрямятся и прячут свое разочарование под обтекаемыми фразами, что санкции привели к неоднозначным результатам. Представляется, что достаточно скоро Запад объявит о своей победе и будет уговаривать Россию взаимно отменить санкции, подавая это как собственную милость. Остается надеяться, что российские власти сумеют ответить не хуже, чем они сумели отбить санкционный натиск.