В России снизилось число разводов. Но хорошо ли это?
Спешим успокоить тех, кто вынесенный в подзаголовок вопрос наверняка назовет в корне неверным, ибо и профану понятно, что сокращению числа разведенных семей следует только радоваться.
Увы, это немножко не так. Судите сами.
Как сообщил ВЦИОМ, одной из основных причин отказа от разводов в России стала материальная зависимость одного из супругов от другого в связи с уменьшением реальных доходов населения. Так, по данным Росстата, в первые семь месяцев 2019 года число разводов в России уменьшилось почти на четверть по сравнению с тем же периодом 2018 года. Однако синхронно с этим показателем снизились почти на 1,5% и реальные доходы населения.
Есть ли между двумя этими фактами причинно-следственная связь?
Первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Сергей Калашников считает, что вряд ли. Более того, сенатор склонен утверждать, что «на самом деле проблема малообеспеченности семьи и уменьшение числа разводов — два разных вопроса».
«Самое яркое отражение такого несоответствия, — уверен г-н Калашников, — можно наблюдать на примерах северокавказских семей, которые при известной низкой доходности остаются достаточно стабильными. Эти республики традиционно демонстрируют самый низкий показатель разводов по стране — порядка 150 на тысячу семей при среднем по России — примерно 600-700 на тысячу. И это при том, что в кавказском регионе чаще, чем в других, жена зависима от своего мужа».
В итоге, выразив сомнение в существовании прямой причинно-следственной связи между сокращением бракоразводных процессов и падением уровня жизни, Сергей Калашников тем не менее не стал категорически утверждать, что сохранение семьи не зависит от ее экономического благосостояния.
А вот Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, эту зависимость считает реальной, но при этом полагает, что на отношения в семье влияет также «снижение традиционности последней», что, впрочем, мало относится к сельской местности.
«Если посмотреть самую банальную статистику Росстата, то нетрудно заметить, что наряду со снижением разводов снижается и число заключаемых браков, потому что снижается сама численность молодого населения в Российской Федерации. Это дает знать о себе так называемый русский крест 90-х годов прошлого века», — уверяет Юрий Крупнов.
«Жаль, конечно, что ВЦИОМ, претендующий называться главной аналитической службой страны, не учитывает такие простейшие зависимости, для изыскания которых не требуется особых усилий», — добавляет он.
По его словам, в нашей стране теряется не только традиционность семьи, но и традиционная работа с ней, которая в целом чудовищно недофинансирована, не говоря уже о прямом падении доходов, которое фиксируется даже Росстатом, но не всегда учитывается социологами.
«Если мы не хотим вымирать, необходимо, — заявляет г-н Крупнов, — повышать бонусы семьям, хотя даже при самом положительном развитии событий и выплатах соответствующих бонусов семьям к концу столетия в стране останется 70-80 миллионов человек населения. Это просто математика с точки зрения нынешнего коэффициента рождаемости».
Крупнов напомнил, что за последние 10 лет в два раза увеличилось число молодых людей, которые именуют себя чайлдфри, для которых гражданский брак без регистрации — это нормально и которые не хотят иметь детей».
В то же время положительной тенденцией, считает эксперт, является то, что за 8 лет в стране на 25% выросло число многодетных семей. Стало быть, надо развивать культ таких семей, в противном случае институту семьи грозит разрушение, подытожил Крупнов.