По правилам этикета, каждый гость ресторана или кафе, может оставить чаевые за обслуживание. Некоторые заведения прибавляют их сразу же в чек к общей сумме, но большинство не считают это правильным, ведь клиент сам должен решать — поощрить персонал или нет.
Минимальная сумма чаевых составляет 10% от общей суммы заказа. Например, если гость приобрел еды и на напитков на 500 рублей, то соответственно должен оставить 50 рублей «на чай». Правда, эта сумма может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ситуации.
Если клиент пролил на стол свой напиток, то по правилам вежливого тона, ему желательно оставить дополнительных 7% чаевых за принесенные неудобства. Кто-то посчитает, что убрать за клиентом является частью работы официанта, но забывают, что персонал обслуживает людей, а не «свиней», поэтому оставить к чаевым еще несколько рублей будет не лишним.
Приложить к чаевым еще +7% от общей суммы положено мужчине, который то и делает, что подмигивает или заигрывает к официантке. Таким своим поведением он смущает девушку, поэтому если ему не хочется разбираться с охраной, компенсировать привнесенные неудобства персоналу можно дополнительными рублями.
Добавить к чаевым пару сотен желательно гостям, которые пришли в заведение с шумными детьми. Кто захочет выслушивать их крик. Но все скроют +5%.
Дополнительные чаевые принято оставить, если:
- гость дважды просил долить кипятка в чай;
- долго расспрашивал о меню, а в итоге заказал только кофе;
- клиент попросил общий счет разбить на несколько человек;
- гость пришел в заведение с ребенком, а его стошнило на пол.
Конечно же, клиент в кафе или ресторане не всегда должен оставлять именно 10% чаевых от общего заказа, разрешено и меньше. Но есть случаи, когда и вовсе гость имеет право не дать официанту на «чай». К таким относятся:
- официант спросил клиента, что он будет кушать;
- был принесен не тот заказ.
Отнять от чаевых 3% также разрешается, если официант унес стакан, в котором еще оставался напиток.