Статус педагога стал предметом внимания государства

Статус педагога стал предметом внимания государства

Идея о принятии специального закона о статусе педагога впервые возникла в России в 2006 году. В него предлагалось включить положения о мерах поддержки учителей, повышение заработной платы, помощь молодым специалистам, поощрение победителям профессиональных конкурсов. В 2020 году законодатели вернулись к рассмотрению такого закона.

Какие законы защищают интересы учителей в России

Права учителей и других педагогических работников закреплены на федеральном уровне в Модельном законе «О статусе учителя» от 2004 года и на региональных уровнях специальными постановлениями местных властей.

Модельный закон содержит такие разделы:

  • правовой аспект работу педагога;
  • социально-экономические отношения в сфере педагогики.

Главная цель этого закона – обеспечить реальное улучшение юридического положения учителя, его защищенность, осуществление всех социальных гарантий труда учителя. Закон не носит обязательного характера – он только рекомендует определенные меры и действует во всех странах СНГ в качестве ориентира для внедрения местных законов.

На уровне регионов большое значение имеет опыт законодателей Ульяновской области, которые вынесли на общественное обсуждение законопроект о статусе учителя. За образец они приняли разработанный в соседнем Казахстане подобный законопроект.

Он включает в себя:

  • права педагога;
  • социальные гарантии;
  • академические свободы;
  • уменьшение недельной нагрузки до 16 часов;
  • этические вопросы;
  • защиту интеллектуальной собственности педагога;
  • доплату за наставничество над молодыми учителями;
  • невмешательство родителей в учебный процесс и законную профессиональную деятельность учителя;
  • наказания за оскорбление учителя.

Аналогичный законопроект готовится к введению в Узбекистане.

Статус педагога стал предметом внимания государства

Что включает в себя понятие статуса педагога

Опросы общественного мнения и педагогических работников позволили выявить ряд проблем, существующих в современном образовании в отношении к учителям:

  • отсутствует реальный механизм защиты прав учителя – дети могут оскорбить педагога, плюнуть, ударить; при этом увольняют, не разбираясь, самого учителя;
  • педагоги чрезмерно нагружены бумажной работой – написанием бесконечных отчетов, заполнением большого количества документов;
  • внеклассная неоплачиваемая работа забирает огромное количество времени у педагогов;
  • учителя испытывают унижения от материальных проблем, низкой зарплаты и неуважения в обществе, появился термин «образовательные услуги», который носит уничижительный характер.

Устранение всех этих недостатков и решение наболевших проблем на законодательном уровне позволят реально поднять статус профессии педагога в российском обществе.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here