Идея о принятии специального закона о статусе педагога впервые возникла в России в 2006 году. В него предлагалось включить положения о мерах поддержки учителей, повышение заработной платы, помощь молодым специалистам, поощрение победителям профессиональных конкурсов. В 2020 году законодатели вернулись к рассмотрению такого закона.
Какие законы защищают интересы учителей в России
Права учителей и других педагогических работников закреплены на федеральном уровне в Модельном законе «О статусе учителя» от 2004 года и на региональных уровнях специальными постановлениями местных властей.
Модельный закон содержит такие разделы:
- правовой аспект работу педагога;
- социально-экономические отношения в сфере педагогики.
Главная цель этого закона – обеспечить реальное улучшение юридического положения учителя, его защищенность, осуществление всех социальных гарантий труда учителя. Закон не носит обязательного характера – он только рекомендует определенные меры и действует во всех странах СНГ в качестве ориентира для внедрения местных законов.
На уровне регионов большое значение имеет опыт законодателей Ульяновской области, которые вынесли на общественное обсуждение законопроект о статусе учителя. За образец они приняли разработанный в соседнем Казахстане подобный законопроект.
Он включает в себя:
- права педагога;
- социальные гарантии;
- академические свободы;
- уменьшение недельной нагрузки до 16 часов;
- этические вопросы;
- защиту интеллектуальной собственности педагога;
- доплату за наставничество над молодыми учителями;
- невмешательство родителей в учебный процесс и законную профессиональную деятельность учителя;
- наказания за оскорбление учителя.
Аналогичный законопроект готовится к введению в Узбекистане.
Что включает в себя понятие статуса педагога
Опросы общественного мнения и педагогических работников позволили выявить ряд проблем, существующих в современном образовании в отношении к учителям:
- отсутствует реальный механизм защиты прав учителя – дети могут оскорбить педагога, плюнуть, ударить; при этом увольняют, не разбираясь, самого учителя;
- педагоги чрезмерно нагружены бумажной работой – написанием бесконечных отчетов, заполнением большого количества документов;
- внеклассная неоплачиваемая работа забирает огромное количество времени у педагогов;
- учителя испытывают унижения от материальных проблем, низкой зарплаты и неуважения в обществе, появился термин «образовательные услуги», который носит уничижительный характер.
Устранение всех этих недостатков и решение наболевших проблем на законодательном уровне позволят реально поднять статус профессии педагога в российском обществе.