Тест на здравомыслие

Тест на здравомыслие

Иногда они возвращаются. И лучше поздно, чем никогда.

Вице-премьер Алексей Гордеев пришел к выводу, что негоже в стране, где 20 млн бедных, губить конфискованные санкционные продукты, закапывая их в землю бульдозерами.

«Мне кажется, это в принципе неправильно, — заявил чиновник. — Надо изымать их и думать, как использовать именно по назначению. Это требует обсуждения».

Но в диалог с вице-премьером спешно включился (зачем?) пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который стал утверждать, будто санкционные продукты уничтожают, потому что «остается вопрос администрирования — неясно, что с ними делать и как контролировать, чтобы не совершались злоупотребления».

Странная, согласимся, позиция: именно власть должна была сразу определить, как с максимальной пользой для граждан употребить этот свалившийся с неба санкционный ресурс. И как государству организовать строгий учет и контроль этого продовольствия. Его с августа 2015 года закопали (если закопали!) почти 30 тысяч тонн.

По прикидкам экспертов немецкой медийной компании Deutsche Welle, их хватило бы на месяц населению таких городов, как Нижний Тагил или Владимир, или на то, чтобы бесплатно кормить в столовой депутатов Госдумы в течение 50 лет.

Экономическая ситуация в стране никак не предполагает бросаться такими халявными «бутербродами». Тогда ради какой великой цели совершаются подобные жертвоприношения?

 

Цель была заявлена еще в 2015-м — импортозамещение — вытеснение с рынка иностранных товаров. Чем меньше будет привезенных в страну продуктов, тем активнее будет работать собственное производство. Но сам собой этот механизм не включается. Нужны дешевые кредиты и налоговые льготы собственным товаропроизводителям, нужна целая система преференций и продуманных механизмов, а не только бульдозер, закапывающий чужой пармезан.

Наше правительство на такое не способно. Импортозамещение привело к ухудшению качества российских продуктов, предприятия перешли на дешевые заменители, позволяющие сэкономить на себестоимости. Зарубежных производителей потеснили, но прирост производства оказался гораздо меньше, чем сокращение импорта, и потребительский рынок скукожился.

И хотя в сельском хозяйстве удалось заместить 2/3 импорта, по оценкам аналитиков ОЭСР, в 2014-2016 годах граждане переплачивали за отечественную сельхозпродукцию 10% по сравнению с импортом, то есть замещение происходило за счет населения. Рост цен, по данным КПМГ, распространился на совсем не импортные пшеничную муку — на 25%, макароны — на 34%, подсолнечное масло — на 35%.

Иначе говоря, жертвоприношения не оправдались. И инициатива вице-премьера А. Гордеева — всего лишь тест правительству на здравомыслие. Как он сработает, таков будет и диагноз.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here