На закате существования СССР в Подмосковье стартовало строительство крупнейшего инновационного объекта — коллайдера. Этот проект мог стать научной революцией 80-х, ведь на тот момент аналогов ему в мире еще не было. Но пришли 90-е, а с ними и развал Союза. И после информация о Большой адронный коллайдер около Москвы канула в истории. Что с ним произошло?
Как в подземелье в СССР строили самый мощный в мире коллайдер
Советский коллайдер был масштабнейшим проектом со сложной судьбой из позднего СССР. Его то ударными темпами строили, то вовсе забрасывали. Ну а результат оказался плачевным. Тоннели коллайдера по габаритам не уступали кольцевой линии столичного метро. И вся эта махина под лесами Подмосковья осталась недостроенной.
Первые инженерные работы по созданию беспрецедентного ускорителя стартовали в 1983 году. Объект возводился горным способом с использованием 26 вертикальных шахт. Первые годы строительные работы велись в размеренном режиме, и тоннель продвинулся всего на полтора километра. Проблема заключалась не только в масштабах финансирования и сложности всего мероприятия. В Советском Союзе банально не хватало буровой техники необходимой мощности. В 1987-м правительство выдало декрет о срочной активизации работ, и уже в следующем году Советский Союз впервые за долгое время пошел на покупку за границей современных тоннелепроходческих комплексов.
Когда машины Lovat поступили на баланс Протонтоннельстрой, процесс значительно ускорился. За истекшие 11 лет строительства на глубине, в некоторых местах достигающей 60 метров, появился тоннель с внутренним диаметром в 5 метров. На всей протяженности подземного хода на каждой полуторакилометровой отметке находились просторные залы под крупногабаритное оборудование, которые и выходили на поверхность вертикальными шахтами. В 1989 году было проложено почти 70% основного подземного кольца и 95% тоннеля для перевода протонного пучка из У-70 в новый коллайдер. Из 12 зданий под инженерное обеспечение в проекте успели построить три. Строительство наземных конструкций велось по всему периметру на 20 промышленных площадках. К многоэтажным производственным зданиям прокладывались трассы водоснабжения, отопление, высоковольтные линии электропередач, сжатый воздух.
Сегодняшняя ситуация в Подмосковье
С развалом Советов в 1991-м финансирование проекта сократилось до минимума. Утратила актуальность и сама передовая идея. Возможно, коллайдер забросили бы сразу, но стоимость консервации незаконченного тоннеля была слишком высокой. А допустить разрушение подземных ниш и подтопление грунтовыми водами представляло бы серьезную опасность для жизнедеятельности и экологии всего московского региона.
В 1994-м ввели в строй 1-й участок ускорителя вместе с готовой электромагнитной и вакуумной системами, приборами наблюдения за введенным пучком. После необходимых настроек протоны пролетели до будущей точки входа в подземное кольцо коллайдера. Однако все дальнейшие работы заморозились в виду отсутствия денег. Проект законсервировали, планируя обязательно вернуться к его реализации позже. Но в таком состоянии коллайдер пребывает и сейчас.
В 2000-е в СМИ попала информация о том, что ученые из Курчатовского института работают над восстановлением подземного ускорителя в Подмосковье. На тот момент Большой адронный коллайдер в Европе только строился, и мероприятие имело смысл. Но по каким-то причинам намерения остались на бумаге. Есть сведения и об альтернативных идеях реновации подземного комплекса. В тоннеле, говорят специалисты, можно разместить индукционный накопитель для стабилизации электросети столичного региона или же основать грибную ферму. Но пока подземелье остается лишь памятником несбывшихся надежд советских физиков.