Украинская экономика продолжает свое стремительное падение. По данным инфляционного отчета Нацбанка Украины за второй квартал 2020 г. ВВП страны обвалился на 11%. При этом, как показывают статистические данные, население страны стремительно нищает, что только усугубляет кризисные процессы в экономике.
Стоит напомнить, что эксперты Международного валютного фонда в последнем своём отчёте о состоянии украинской экономики прогнозируют падение ВВП на 8,2% по итогам года. Правда, этот прогноз им не раз уже приходилось пересматривать в сторону ухудшения. Вполне возможно, и нынешний отчет НБУ даст повод экспертам Фонда опять пересмотреть свои прогнозы, склоняясь к ещё более пессимистическому сценарию.
Кризисные явления в украинской экономике начались осенью прошлого года, когда новоиспечённое правительство соросят стало сознательно в угоду импортёрам искусственно укреплять гривну, вследствие чего национальные экспортёры теряли выручку на внешних рынках. Одними из первых от такой политики пострадали промышленники. С лета прошлого года началось падение промышленного производства, а к концу 2019 года отрасль вошла в рецессию.
Пандемия коронавируса ускорила предыдущие кризисные процессы и резко их обострила. Так, в прошлом году строительство и сфера услуг во многом смикшировали промышленную рецессию, фактически покрыв результатами своей деятельности падение промышленного сектора. Но именно эти секторы вследствие карантина потерпели наибольший урон и фактически были остановлены. К тому же вследствие пандемии существенно упал спрос на украинскую промышленную продукцию на экспортных рынках.
Одним из негативных проявлений всего этого стал бюджетный кризис. Стоит напомнить, что уже в прошлом году дабы покрыть дыру в бюджете правительство только от «Нафтогаза» потребовало авансом 14 млрд грн. (около 510 млн долл.). В целом же, дабы профинансировать все расходные статьи бюджета-2019, правительству пришлось привлечь примерно 100 млрд грн. (3,62 млрд долл.). И если бы не политически мотивированное решение Стокгольмского арбитража в пользу «Нафтогаза», в результате которой украинская экономика получила дополнительно 2,9 млрд долл., уже по итогам 2019 года украинское правительство было бы вынуждено объявить дефолт.
Но и эти деньги не смогли исправить ситуацию. Бюджетный кризис продолжался вплоть до лета 2020 года. И только в июле 2020 года Минфин смог объявить о перевыполнении общего фонда госбюджета по итогам семи месяцев на 11,6%. Правда, сделать это удалось исключительно за счет манипуляций с бюджетными показателями, которые были пересмотрены ещё в марте в сторону существенного уменьшения плановых поступлений в госказну. В целом же нынешнее падение ВВП на 11%, в случае выхода по итогам года именно на этот показатель, будет означать возвращение экономики Украины к состоянию 2014-2015 годов. Таким образом, практически весь прирост экономики после её катастрофического обвала в 2015-м будет утрачен.
Данные НБУ показали и другой немаловажный аспект украинского экономического кризиса – резкое падение импорта, вследствие чего впервые за много лет отрицательное сальдо торгового баланса сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в 5,5 раза: с 3,3 млрд долларов до 606 млн. По данным НБУ, падение экспорта оставило 12,1 процентных пункта и оказалось меньше ожидаемого. При этом импорт за время карантина просто обвалился на 27,7%. В частности, существенно уменьшился импорт транспортных средств, бытовой техники, промышленного оборудования, оборудования для «зеленой» энергетики и промышленных товаров. Впервые за многие годы наблюдается существенное снижение показателя сбережений населения. Делать сбережения сейчас может всего 2-3% жителей Украины. У людей попросту нечего откладывать.
Вследствие этого на конец 2020 года НБУ прогнозирует отрицательное сальдо в торговом балансе 5,5 млрд долл. Это почти втрое меньше, чем годом ранее. В случае сокращения данного показателя за счёт роста валютных поступлений от экспорта, это говорило бы о росте благосостояния населения. В данном же случае речь идет о другом явлении. Основная причина – резкое падение спроса как со стороны бизнеса, так и со стороны рядовых граждан. Иначе говоря, ни у предпринимателей, ни у населения нет денег на покупку иностранных товаров и услуг.
Как известно, в последние годы дыра в торговом балансе Украины только расширялась. Своеобразная колониальная модель кредитной зависимости постоянно приводила к увеличению импорта за счет полученных под эти цели кредитов. Так, по сравнению с пиковым 2011 годом украинский экспорт на рынки СНГ в 2019-м упал на 16 млрд долларов, а в Европу вырос только на 2,7 млрд – исключительно за счёт сырья. Импорт тем временем увеличивался, что усугубляло торговый дисбаланс. Если в 2015 году отрицательное сальдо составляло 3,5 млрд долл., то на конец прошлого года оно выросло до 14,4 млрд долл.
Рано или поздно такая модель обязательно должна была дать сбой, так как жить постоянно в долг попросту невозможно. В этом году, по всей видимости, это и произошло. По крайней мере, данные о торговом балансе говорят, что кредитные программы МВФ не сработали на пользу импортёров в нынешних условиях мирового кризиса.
В целом последние статистические данные говорят о резком обнищании украинцев и о полной остановке инвестиционной активности бизнеса. Как результат, по прогнозам экспертов, в этом году уровень реальной безработицы увеличится до 15-17% от трудоспособного населения. Фактически Украину благодаря стараниям заокеанских кураторов превращают в главного донора дешёвой рабочей силы в Европе.