Сенат США должен утвердить сотрудницу Госдепартамента Джули Фишер в должности нового главы американской дипмиссии в Минске. Ее кандидатуру выдвинул на этот пост президент страны Дональд Трамп.
Фишер станет первым послом США в Белоруссии с 2008 года. Тогда, после введения Джорджем Бушем-младшим санкций против белорусских компаний, сначала Минск, а следом и Вашингтон отозвали своих эмиссаров. Как оказалось на двенадцать лет, в течение которых дипотношения между странами поддерживались на уровне временных поверенных.
Но в последнее время белорусский президент Александр Лукашенко начал последовательно восстанавливать утраченные связи. За это время Минск посетили несколько американских чиновников разного уровня, в том числе, помощник госсекретаря Уэсса Митчелл и теперь уже экс-советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон.
А в минувшем феврале состоялся визит в Белоруссию главы американской дипломатии Майка Помпео, который, по выражению Лукашенко, положил конец периоду долгого недопонимания между странами.
Собственно, тогда глава Госдепа и пообещал белорусскому лидеру восстановить дипотношения на высшем уровне. И фигура Фишер, занимавшей на тот момент должность заместителя помощника госсекретаря по делам Западной Европы и ЕС, была, по всей видимости, согласована с руководством республики.
Надо сказать, что она, действительно, опытный дипломат. По специальности русист и специалист по восточноевропейскому региону. Владеет русским, французским и грузинским языками.
И ее послужной список заслуживает особого внимания. Фишер успела поработать на Украине при Ющенко. А в Грузии — при Саакашвили — курировала политический отдел посольства США и занималась стратегическим планированием.
В 2019 году Фишер некоторое время даже отработала в должности временного поверенного в делах США в Москве.
Но еще более интересный факт карьерной биографии этой сотрудницы Госдепартамента — ее связь с аппаратом НАТО. С 2011 по 2013 гг. она была заместителем директора Личного кабинета генерального секретаря Альянса, где занималась вопросами операционной политики в сферах «обороны и сдерживания». Тогда как раз Грузия активно стала втягиваться в орбиту западного военного блока.
Трудно не заметить, что страны, где успела поработать Фишер, сейчас проводят активную антироссийскую политику. В чем, вероятно, немалая заслуга и ее лично.
Сейчас, скажем так, Фишер бросили на «белорусский фронт». И нетрудно догадаться, с какой целью. Особенно после последних «выкрутасов» Лукашенко, который всю свою предвыборную кампанию построил на антироссийской и русофобской риторике. И реальной провокации против 33 российских граждан, которых он фактически взял в заложники.
Оценить в этой связи назначение нового посла США и будущее российско-белорусских отношений «СП» попросила эксперта Центра политического анализа и информационной безопасности, политолога Дмитрия Болкунца:
— То, что посол (неважно, кто), спустя двенадцать лет будет назначен, я расцениваю, как факт положительный. Потому что Белоруссия и США, конечно, должны иметь нормальные дипломатические отношения.
Дама, которую предложил на этот пост Трамп, и которую, скорей всего, утвердят, достаточно опытный специалист. Она, действительно, хорошо, скажем так, владеет «предметом» и имеет высокую профессиональную репутацию. Ее назначение послом Белоруссии, говорит, видимо, о том, что республика сейчас находится в сфере интересов США.
Я не жду от нее каких-то «диверсий». Все-таки задача любого посла нормализовать отношения и вывести их на новый уровень. Но, безусловно, Штаты проводят здесь свою политику. Россия — свою. Внимательными нужно быть. Но Россия тоже заинтересована в том, чтобы у Белоруссии были нормальные отношения с Соединенными Штатами.
Об этом, кстати, неоднократно говорил и Владимир Путин. Ему очень докучали постоянные жалобы на белорусского лидера со стороны Буша-младшего, и он даже просил Лукашенко помириться с американцами. Но тогда американцы называли Лукашенко «последним диктатором Европы» и на контакты с ним не шли.
Сейчас посол, наконец, возвращается, и дипломатические отношения восстанавливаются. Что, несомненно, сигнал позитивный. Понятно, что американцы будут проводить свою политику. И здесь главное, чтобы сами белорусские власти чувствовали определенные границы допустимого, и не создавали конфликты, как они это сделали сейчас.
— Вы имеете в виду то, что произошло в Белоруссии с нашими гражданами?
— Я говорю о том, что все предвыборные действия Лукашенко — антироссийские: от высылки в мае журналиста «Первого канала», до захвата российского банка в Минске. Плюс то, что он творит сейчас, захватив в заложники российских граждан, которых он назвал «боевиками».
Конечно, это все постановки, но Лукашенко так может доиграться. Ведь он как президент должен более ответственно подходить к выполнению своих обязанностей. Должен не создавать, а, наоборот, сглаживать конфликты.
Но, судя по всему, мы наблюдаем уже все-таки закат эпохи Александра Лукашенко. И после 9 августа, когда пройдут выборы, эпоха будет совершенно другой. И неважно, сохранит он власть или не сохранит, он потеряет доверие большинства граждан.
Конечно, США, прежде всего, это будет на руку. Потому что, если слабый руководитель сохраняет свою власть, то это выгодный момент для раскачки ситуации в дальнейшем. И для приведения во власть нового руководителя.
— Вообще-то, у американцев есть такое «хобби» — назначать президентов. Достаточно вспомнить Порошенко — его Нуланд фактически впихнула в кресло президента Украины. Или Гуайдо — в Венесуэле. И это только примеры последнего времени…
— Для Белоруссии у них тоже есть кандидатура — Владимир Макей, министр иностранных дел. Об этом все знают. И Макей как раз заинтересован в дестабилизации ситуации в республике. Потому что если все будет идти по его сценарию, он сменит Лукашенко.
Сейчас Макей вполне лоялен к президенту. Но тот и не может от него избавиться. Потому что Макей — это «форточка» на Запад. Если его убрать, то она захлопнется.
Поэтому Макей сидит рядом с Лукашенко и решает вопросы, касающиеся, в том числе, взаимоотношений с США. Но если он придет к власти, это будет та же диктатура, только диктатура другого формата. Я думаю, он будет вести себя как полноценный диктатор.
— Понятно, выборы пройдут. Но как, по-вашему, отразится вся эта сегодняшняя ситуация на будущем российско-белорусских отношений? На перспективах Союзного государства?
— Мне кажется, здесь важно то, что Россия не вмешивается в выборы. И что Россия держит паузу и старается вообще никоим образом не комментировать предвыборную риторику Лукашенко и его политику. Более того, Россия решила вообще не направлять своих наблюдателей на выборы. И отдала это исключительно на откуп белорусских граждан. Что, я считаю, тоже правильно.
— Насколько известно, наблюдатели от России будут работать на выборах в Белоруссии, но в составе миссии от стран СНГ…
— В любом случае, все будет зависеть от того, как будут развиваться события 9−10 августа, и чем эти выборы закончатся
Только после этого можно будет сказать, каким образом страны буду выходить из конфликта, который сейчас возник. Либо это все будет списано на предвыборную кампанию, и все закроют на это глаза. Либо это будет иметь какое-то продолжение. Но пока мне сложно дать какую-то оценку.
Но если Лукашенко останется президентом, он, на мой взгляд, пойдет на разрыв всех отношений с Россией. На выстраивание «заборов». Это будет «забор» идеологический, «забор» информационный – вплоть до появления полноценной границы между странами.
С Лукашенко никаких серьезных подвижек мы не увидим, учитывая, какую риторику он взял на вооружение. На что российская сторона, скорей всего, ответит сокращением субсидирования белорусской экономики. При этом и Россия, и Белоруссия крайне заинтересованы в том, чтобы Евразийский союз развивался, снимались барьеры экономические, чтобы был какой-то прогресс в области Союзного государства. Только, на мой взгляд, достичь этого результата будет невозможно практически.
— Почему?
— Лукашенко недоговороспособен, как политик. Не держит слово, меняет мнения, и в этой связи на него очень сложно положиться. А поскольку вся власть сконцентрирована у него одного, кроме как с ним, больше беседовать не с кем.
Это чувствует уже и белорусское общество. И тот высокий антирейтинг Лукашенко в стране, он как раз связан, в том числе, и с конфликтами, которые он создавал — мол, «кругом враги, а я тут сражаюсь со всеми».
«Дайте мне еще время, и я помогу спасти республику», «если я уйду, то республика погибнет», «я — это государство, все остальные жулики и воры», говорит он.
Такая риторика, она людям настолько уже надоела, что они выходят протестовать. За последние десять дней в белорусских городах на протесты вышло более двухсот тысяч человек. Такого никогда не было. Но Лукашенко сопротивляется, и будет, конечно, сопротивляться до последнего.
От того, как закончатся эти выборы, я думаю, зависит, как Россия в дальнейшем будет выстраивать отношения с Лукашенко. Потому что если он потеряет поддержку общества, то, вероятней всего, что и Москва вынуждена будет скорректировать свою политику по отношению к нему. Она все-таки смотрит на страну, где живут граждане, а если Лукашенко не представляет интересы большинства граждан, то, соответственно, и политика должна меняться.