Советом по кодификации гражданского законодательства в декабре 2010 года на рассмотрение Президента РФ внесен «Проект изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации», предусматривающий введение в гражданское законодательство конструкции факультативного обязательства (ст. 3082 ГК РФ). Факультативное обязательство используется новейшими гражданскими законодательствами в зарубежных правопорядках, но насколько оправдано его применение в российском гражданском праве?
Конструкция факультативного обязательства была не характерна для отечественного законодательства. По своей правовой природе факультативное обязательство носит дополнительный, заменительный характер. Главной отличительной чертой выбора при возникновении факультативного обязательства является не уточнение предмета исполнения, как в альтернативном обязательстве, а возникновение в дополнение к уже производимому исполнению еще одного обязательства, объектом которого является исполнение с иным предметом.
Факультативное обязательство не заменяет основное, а лишь дополняет его, существуя параллельно и находясь с ним в неразрывной связи такого свойства, что надлежащее исполнение факультативного обязательства приводит к прекращению не только его самого, но и основного обязательства.
Основанием возникновения факультативного обязательства является сделка, основанная на факультативном правомочии (facultas alternativa), в силу которого должник может освободиться от обязанности предоставить единственный предмет обязательства путем предложения другого предмета (альтернативное правомочие должника).
Факультативное правомочие – это разновидность субъективного права в виде правомочия на собственные активные действия. Однако не следует принимать факультативное правомочие за разновидность права требования. Подобный подход приводит к неверным выводам об инверсном характере правовой связи в факультативном обязательстве по отношению к основному (см.: Рохлин А. Юридические особенности отношений из отступного // Хозяйство и право. 2002. № 7. С. 55–56; Бациев В.В. Обязательство, осложненное условием об отступном (замене исполнения). М., 2003. С. 61–62; Витрянский В.В. Концепция совершенствования общих положений об обязательствах. Интервью // Евразийский юридический журнал № 12 (19). 2009. С. 7). И, например, при предоставлении отступного кредитор оказывается незащищенным и попадает в зависимое положение от неисправного должника. Вместо предоставления кредитору дополнительных инструментов защиты нарушенного права конструкция факультативного обязательства при применении указанного подхода лишает его права требования и наделяет юридическими обязанностями.
Несомненно, конструкция факультативного обязательства носит продебиторский характер – «право воспользоваться льготой по замене исполнения принадлежит лицу, обязанному произвести исполнение» (см.: Римское частное право: Учебник / под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2004. С. 260). Однако предоставление льготы по замене исполнения для должника, напротив, должно уравновешиваться предоставлением преференций кредитору. Вместо этого его положение значительно ухудшается по сравнению с положением должника.
Понимание факультативного правомочия именно как правомочия, а не права требования не даст возможности интерпретировать факультативное обязательство как инвертированное. Наоборот, функции данного обязательства и положение его субъектов должны оставаться неизменными – предоставление кредитору исполнения, пусть не надлежащего (суррогатного, как при отступном), но реального. В этом отношении представляется неприемлемым предложение по внесению в содержание ст. 3082 ГК РФ изменений, согласно которым «в случае когда должник осуществляет свое право на замену исполнения, предусмотренного условиями обязательства, кредитор обязан принять от должника соответствующее исполнение по обязательству».
Факультативное правомочие – это правомочие на активное одностороннее действие в случае, если оно является условием содержания основания основного обязательства. Если факультативное правомочие входит в содержание двусторонней сделки, которая служит основанием возникновения собственно факультативного обязательства (например, соглашение о предоставлении отступного), мы имеем дело с особым видом договора, выполняющим роль индивидуального регулятора для отношений субъектов факультативного обязательства. В этом случае не имеет значения, как юридико-технически в содержании договора выражено факультативное правомочие. Оно может быть сформулировано как право должника на предоставление иного предмета исполнения (факультативное правомочие на активное действие) или как его обязанность, выражающаяся в виде необходимости осуществления условленного предоставления. От формы установления права на возникновение факультативного обязательства не зависит его содержание: в факультативном правоотношении должник должен оставаться должником, а кредитор – кредитором.
Особенностью односторонних вариантов оснований факультативного и альтернативного обязательств является необходимость их восприятия контрагентом. Представляется, что любая сделка, основанная на реализации одностороннего права на ее совершение в относительном правоотношении, нуждается в восприятии адресатом (в данном случае – контрагентом в относительном правоотношении). В относительных правоотношениях восприятие одностороннего волеизъявления одного из субъектов обязательства необходимо в силу соблюдения принципа добросовестности и разумности, а также во избежание нарушения принципа злоупотребления правом. Осуществление подобных действий в конклюдентном порядке или посредством молчаливого согласия возможно только в виде исключения.
Существенным моментом является установление отличия факультативного обязательства от простого его изменения. И здесь дело не только в том, что изменение осуществляется в рамках того же самого обязательства, которое подлежит трансформации, а факультативное обязательство является автономным, но связанным с основным. В связи с этим на факультативное обязательство не распространяются условия основного обязательства об обеспечении исполнения, применении мер ответственности, сроках и т. п. В содержание факультативной сделки подобные условия вполне могут быть включены, но они автономны от аналогичных условий основания основного обязательства.
Более важную роль играет дифференциация права на замену предмета обязательства в факультативном правомочии и права на изменение основного обязательства. На практике и то и другое право устанавливается в большинстве случаев на основании договора. Однако как квалифицировать право на предоставление отступного в соглашении об отступном, заключенном уже после начала исполнения обязательства в качестве дополнительной сделки? Почему необходимо считать, что право на предоставление отступного должно осуществляться в автономном, а не в том же самом обязательстве путем изменения условия о его предмете?
Конструкция факультативного обязательства экономически выгодна как для должника, так и для кредитора. Эта его особенность связана с тем, что при отступном плата за отказ от исполнения обязательства, как правило, устанавливается в сумме меньшей, чем стоимость предмета исполнения по основному обязательству. Если же отступное предоставляется не в форме факультативного обязательства, а в качестве его изменения, его размер, напротив, будет эквивалентен стоимости первоначального исполнения (долга) (см.: Бациев В.В. Обязательство, осложненное условием об отступном (замене исполнения). М., 2003. С. 61).
Итак, использование отступного в модели факультативного обязательства, несомненно, выгодно должнику.
В свою очередь для кредитора это еще более выгодно. Отличие изменения договора от использования факультативного обязательства заключается, прежде всего, в правовых последствиях возможного неисполнения должником новой обязанности по предоставлению предмета отступного. В случае изменения обязательства при неисправности должника кредитор утрачивает право на требование предмета исполнения обязательства, существовавшего до момента его изменения. Таким образом, в случае реализации права на предоставление отступного по модели изменения обязательства при просрочке предоставления отступного кредитор может только предъявить требование о предоставлении предмета отступного либо о применении мер ответственности к неисправному должнику.
Несмотря на экономическую невыгодность замены исполнения и возможность получения отступного в размере меньшем, чем первоначальное исполнение, использование модели факультативного обязательства значительно расширяет возможности защиты кредитора в случае просрочки должника. В этой ситуации кредитор не только имеет право требовать предоставления отступного и применения мер ответственности к неисправному должнику, но также может обратить взыскание на предмет основного обязательства в том же самом размере, который был установлен условиями сделки, лежащей в основании основного обязательства.
Подведем итог: с момента просрочки должника при предоставлении отступного у кредитора возникает право альтернативного выбора:
- предмета отступного (предмет исполнения факультативного обязательства);
- предмета исполнения основного обязательства;
- применения мер ответственности к неисправному должнику (исполнение предмета охранительного обязательства).
Прогнозируя вышеуказанные последствия применения модели факультативного обязательства при использовании отступного и изменения обязательства, стороны могут диспозитивно своим соглашением установить способ прекращения существующего между ними обязательства с учетом собственных интересов.
Следует признать конструкцию факультативного обязательства в целом полезной для гражданского оборота. Однако представляется необходимым пересмотреть подход, в соответствии с которым следствием реализации факультативного правомочия является инверсия прав и обязанностей субъектов факультативного обязательства по отношению к основному правоотношению.