Использование чужого бренда: как зарабатывают те, кто решился нарушить авторское право

Использование чужого бренда с целью введения в заблуждение потенциальных покупателей или повышения стоимости своего товара – на российском рынке это, увы, не редкость. Едва в странах бывшего СССР появилась «брендовая» продукция, сразу получившая популярность вследствие вложения огромных денег на рекламу, как подделки различного товара, выполненные таким образом, что их легко спутать с изделиями или продуктами известных компаний, заполонили рынок.

Использование чужого бренда: как зарабатывают те, кто решился нарушить авторское право

Полностью скопировав упаковку товара и слегка изменив его название, можно было легко воспользоваться популярностью уже раскрученного бренда и нагреть на этом руки. Однако сегодня деятели, решившие подзаработать подобным образом, могут легко попасть под суд.

Так однажды на таможне была задержана крупная партия конфет всего лишь из-за одного слова на их фантиках: на каждой конфетной обертке крупными буквами было написано слово «Барбарис», под которым располагалась мелкая, почти незаметная надпись «со вкусом». Дизайн упаковки кондитерского изделия также полностью копировал знаменитую марку. И хотя владельцы товара уверяли, что название их карамели «Барбарис со вкусом» не имеет никакого отношения к известной торговой марке, таможенная инспекция приняла решение, что подобное наименование в совокупности с дизайном способны ввести покупателя в заблуждение.

А вот брендологи, работающие с дизайном упаковки шоколадного батончика Snickers, напротив, решили обернуть возможное копирование бренда в свою пользу. Пару лет назад на прилавках магазинов появились батончики, где на месте названия размещались надписи «Цепляет», «Не тормозит», «Заводит» и некоторые другие. После чего в интернете появилось множество постов о смекалке русских предпринимателей, которые «сплагиатили» бренд известной компании.

Впрочем, многие современные покупатели относятся к копированию брендов вполне лояльно. Некоторые покупатели принципиально не хотят «переплачивать за бренд», поэтому предпочитают покупать вещи от Noname-производителей с гордо красующимся на них известным логотипом. В настоящее время копии часов от известных производителей, а также одежду самого различного стиля можно легко найти в социальной сети «ВКонтакте» или на сайте АлиЭкспресс. И хотя правила Aliexpress запрещают продажу товаров-подделок мировых брендов, хитрые продавцы умудряются выставить изделия на продажу, затерев все логотипы на фотографиях в графическом редакторе и заменив оригинальный бренд в описании товара созвучным словом или сокращением. Существует даже список поисковых запросов, используя которые, желающие сэкономить пользователи находят товары-подделки. В социальной сети vk.com за продажу товара, нарушающего права третьих лиц, также банят, однако прежде чем на группу или паблик обратят внимание, может пройти немало времени. Закрытые же группы, содержание которых недоступно модераторам, существуют особенно долго.

Использование чужого бренда: методы, которыми пользуются мошенники

Чтобы ввести в заблуждение покупателей и не нарушить закон, мошенники действуют особенно хитрым образом. Они не копируют популярный бренд полностью, а используют какой-то один элемент, ассоциирующийся с известной маркой.

Нередко мошенники сами изыскивают бреши в законодательстве и используют их в свою пользу. К примеру, представители компании «Аппалон», зарегистрировав торговый знак как «спички, табак и курительные принадлежности» забыли про то, что сигареты ни к одному из этих классов не относятся. В результате мошенники, зарегистрировав торговый знак сигареты «Аппалон», получили возможность использовать известную марку, не нарушая ничьих прав. А пока продолжаются судебные споры, спокойно получают прибыль от продажи сигарет под брендом, к которому не имеют никакого отношения.

Самые известные споры о копировании брендов

Пожалуй, самыми известными судебными разбирательствами, связанными с копированием бренда, являются споры между Samsung и Apple. Корпорация «Эппл» обвинила «Самсунг» в использовании элементов дизайна iPhone (форме иконок приложений, закругленных углах гаджета), технологии разблокировки экрана одним движением пальца (slide to unlock) и даже форме разъемов. Спустя некоторое время, компании Apple пришлось судиться и с другими производителями смартфонов, включая Huawei, Fly, Meizu, HTC. И хотя компания Samsung использует в своих смартфонах дизайн, схожий с аппаратами iPhone, словно признавая, что дизайнерское решение, найденное специалистами Apple, является наилучшим, у представителей «Эппл» другое мнение на этот счет.

 

Еще один источник частых споров о «плагиате» — это дизайн сайта vk.com, который практически полностью схож со своим знаменитым иностранным аналогом Facebook. Простой удобный дизайн в спокойных синих тонах стал основным признаком обоих сайтов. Кстати, сам Павел Дуров никогда не отрицал того, что при разработке web-ресурса ВКонтакте он и его команда не вдохновлялись легким, интуитивно понятным дизайном Facebook.

Использование чужих брендов сегодня

Намеренное копирование брендов с целью заработка и использование некоторых элементов дизайна чужого продукта с целью создания чего-то нового порою настолько похожи друг на друга, что становится сложно отличить их друг от друга. Споры о том, что считать «плагиатом» ведутся уже длительное время, однако окончательного решения и не предвидится. Законодатели пытаются защитить правообладателей, мошенники – ищут лазейки в законе. Потребителям же остается только совершенствовать свою внимательность и не попадаться на удочку обманщиков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here