Большинство людей, собираясь в путешествие, предпочитают приобретать билет заблаговременно, чтобы обеспечить себе максимальный комфорт. Но у человека могут измениться планы или же неожиданно возникшие обстоятельства не позволят ему отправиться в дорогу. В такой ситуации приходится откладывать поездку или отменять ее.
У пассажира есть право вернуть проездной документ, и получить назад уплаченную сумму или ее часть, тем самым снизив финансовые потери. Что нужно делать, чтобы получить обратно затраченные на билет средства — вопрос, который актуален перед сезоном отпусков.
При покупке в интернете
Если покупка совершена через сайт РЖД или любой другой сервис по продаже билетов, вернуть его можно 2-мя способами:
1. В онлайн-режиме. В личном кабинете на сайте, где был сделан заказ, потребуется указание 14-значного номера, напечатанного на электронном проездном (одновременно он является номером заказа и расположен в верхней части электронной квитанции) и фамилии, клиента, на имя которого куплен билет. Затем перейти по соответствующей ссылке и оставить заявку о возврате денег. Далее нужно ожидать перечисления суммы на банковскую карту, которая использовалась при покупке.
В соответствии с действующими правилами, оплата возвращается в течение 30 дней, но не полном объеме, удерживается плата за операцию по возврату и сервисные сборы, уплаченные при покупке билета.
2. Через ЖД кассу. Возможна также сдача электронных документов в любую железнодорожную кассу. Это не влияет на размер возвращаемой суммы и на срок, в течение которого деньги поступят на счет карты.
Если при возвращении через Интернет возникли трудности, следует обратиться к работникам обычной железнодорожной кассы, соблюдая сроки, предусмотренные для сдачи.
При покупке в ж/д кассах
Если билет был куплен таким способом, а человек хочет его вернуть, он может обратиться в любую из городских касс РЖД.
При этом необходимо наличие при себе документа, подтверждающего личность, который предъявлялся при приобретении. Если сдается билет, купленный ранее на ребенка, требуется предъявление паспорта приобретателя и свидетельства о рождении ребенка. Возврат билета на имя другого человека возможен только при наличии доверенности, заверенной в нотариальной конторе.
При оплате наличными, деньги будут возвращены сразу. При этом удерживаются сервисные сборы и стоимость операции по возврату.
Безналичный расчет предполагает возврат в течение месяца, при этом удержание средств происходит в том же порядке, что и при наличной оплате.
Сроки
Сумма, которая будет возвращена пассажиру, зависит от срока, в который был возвращен билет. Цена билета состоит из оплаты непосредственно проезда, плацкарты, и взимаемых в обязательном порядке комиссий и сборов.
Важно знать, что при любых операциях по возвращению денежных средств, происходит удержание платы за возврат и сервисных сборов.
На внутрироссийских поездах
Когда сдача билета происходит:
- ранее, чем за 8 часов до отхода состава, уплаченная сумма возвращается полностью;
- позднее, чем за 8 часов – происходит возврат стоимости проезда и 50% оплаты плацкарты;
- позднее, чем за 2 часа производится возврат стоимости проезда, без оплаты плацкарты;
- когда пассажир опоздал менее чем на 12 часов, или при возникновении форс-мажорных обстоятельств (при их документальном подтверждении), он получит назад только сумму, уплаченную за проезд, плацкарту в этом случае не компенсируют.
На маршрутах до ближнего зарубежья
Если билет сдается:
- ранее, чем за 8 часов до отправления — покупатель может рассчитывать на возврат полной стоимости;
- позднее, чем за 8 часов до рейса — оформляется возврат 50 % стоимости проезда;
- позднее, чем 2 часа до рейса – вернуть деньги невозможно.
На международных поездах
При сдаче билета:
- за 6 часов до отправления — возвращается стоимость проезда. На каждом конкретном маршруте возможны дополнительные удержания;
- менее, чем за 6 часов до отправления вернуть билет нельзя.
Важно! На маршрутах международного следования могут быть предусмотрены различные сроки для сдачи билета, в том числе и сутки до отхода поезда. По этой причине следует осуществлять операции по возвращению билетов в кратчайшие сроки.
В соответствии с установленными правилами, сдать билет на поезд международного сообщения и получить назад часть денег можно лишь тогда, когда пассажир или его сопровождающий стали жертвой несчастного случая. При этом должно наличествовать документальное подтверждение данного события, которое следует представить до истечения 5 суток с момента отхода поезда.
Также следует упомянуть так называемые «невозвратные тарифы». Приобретенные по ним проездные сдать нельзя, если не имели место чрезвычайные обстоятельства (тяжелое заболевание пассажира или его близкого родственника, отмена поезда и др.).
Заключение
У пассажира есть возможность вернуть уплаченную за поездку сумму, полностью или частично, но при условии, что имелись веские причины для ее отмены, и имеется их документальное подтверждение.
При этом важно помнить, что величина возвращаемой суммы напрямую зависит от сроков обращения с целью сдать билет.