Опыт водителя, бесспорно, имеет огромное значение для дорожного движения. Недостаток опыта часто приводит к непредвиденным ситуациям на дороге. По этой причине были приняты некоторые реформы в Правилах Дорожного Движения.
Итак, с 4 апреля 2017 г. установлены запреты для водителей, имеющих малый стаж:
- В первую очередь запреты коснулись водителей двухколесного транспорта – мопедов и мотоциклов. Этим водителям отныне запрещено осуществлять перевозку пассажиров. Чтобы водитель мопеда имел право перевозить пассажиров – то ему нужно обладать любой категорией вождения в течение двух лет. Если водитель – мотоциклист, то здесь уже нужно быть обладателем категории А или А1 также в период двух лет. Либо придется заплатить штраф, имеющий размер 500 рублей.
- Максимальная скорость мотоциклов вне населенных пунктов ограничивается отныне скоростью не более 90 км/ч.
- Максимальная скорость мотоциклов на автомагистралях составляет не более 110 км/ч.
- Начинающим мотоциклистам запрещено управлять тяжелыми мотоциклами. Справедливости ради стоит заметить, что у водителей категории «А» низкий уровень подготовки, а кое-где и вовсе он отсутствует, т. к. не хватает специальных площадок для обучения мотоциклистов. По причине высокой аварийности с участием мотоциклистов, в Правительстве Российской Федерации предлагается ввести своего рода испытательный двухгодичный срок, в течение которого будет новичок научиться управлять мотоциклом, и затем сможет пересесть уже на тяжелый профессиональный двухколесный транспорт.
- Запрет коснулся буксировки транспорта – водитель буксирующего автомобиля должен обладать опытом вождения не менее 2 лет — запрет распространен только на водителя тянущего транспорта. Это ограничение не имеет отношения к буксировке прицепа. Наказание за буксировку составляет 500 рублей.
- Водитель-новичок должен на своем автомобиле повесить соответствующий знак (в виде желтого квадрата с черным восклицательным знаком внутри) – отсутствие такого знака предусматривает штраф – 500 руб.
- Также изменились требования для получения дополнительных категорий. Так, к примеру, если новичок желает получить категорию «Д» (что дает право управлять пассажирским транспортом), то ему понадобится стаж не менее 3 лет, и права категории В и С. То же самое касается и категории «Е» — только здесь опыт вождения должен быть не менее года.
- При обмене иностранного водительского удостоверения все содержащиеся в нем отметки и категории переносятся в российское национальное водительское удостоверение.
Еще одно нововведение касается выдачи прав на управление автомобилем. Правительство Российской Федерации подписано постановление, согласно которому права можно получить в многофункциональных центрах. Когда эту работу всегда выполняла ГИБДД. Многофункциональные центры смогут выдавать не только обычные стандартные удостоверения, но и международные.
Правительство надеется, что такие нововведения повысят уровень предоставления государственных услуг, помогут сэкономить время будущих водителей и самое главное, это сведет коррупцию на «нет» при получении водительских удостоверений.
Помимо ужесточения ПДД, повысились и требования и к автошколам
Время для подготовки водителей было увеличено. Теперь повышены требования к сдаче экзаменов. Экзамен должен длиться как минимум один час. Каждая ошибка в теоретической части добавляет пять дополнительных вопросов. У экзаменуемого есть право только лишь на две ошибки.
К слову, еще во времена СССР существовали существенные ограничения для начинающих водителей. Так, новичкам выдавали так называемые «временные права». Такой закон просуществовал до перестройки, и от него впоследствии отказались. В 2012 г, обратив внимание на высокую аварийность среди новичков, МВД предложило возродить советские традиции – ограничить скорость движения до 70 км/ч, и запретить перевозку пассажиров, а также наложить запрет на езду ночью. В начале 2015 г. был опубликован проект нормативного документа, в нем утверждалось, что водителям со стажем менее двух лет запрещается перевозить пассажиров на мотоцикле, буксировать автомобили и управлять крупногабаритными транспортными средствами. Вскоре к вышеперечисленным изменениям добавилось еще одно – новичкам все же запрещалось превышать скорость более 70 км/ч. Данный проект раскритиковали специалисты из Правовой защиты автовладельцев, указав на те моменты, где водитель должен ехать со скоростью потока, а данное ограничение противоречит этому правилу. Им непонятно, почему ограничение касается именно водителей со стажем менее 2 лет, когда стаж начинает исчисляться с того дня, водитель получил права. Но все же идею ввести ограничения поддерживают многие известные люди. Например, В. В. Жириновский высказывался по этому поводу однозначно положительно, заявив, что в Советском Союзе аварийность была снижена, благодаря таким ограничениям для водителей-новичков.
На данный момент, если верить статистике ГИБДД, количество аварий с молодыми водителями значительно уменьшается, но аварийность остается высокой, на том же уровне. Глава ГИБДД В.Нилов считает необходимым ввести такую категорию как «профессиональный» водитель, который сможет перевозить не только пассажиров, но и опасные грузы.
В странах Европы такие ограничения задействованы и хорошо там прижились. С водителя сняты ограничения только после того, как он проедет 100 тысяч километров. Во Франции, например, действуют специальные права для новичков, которые действуют три года, и снабжены необычным талоном для фиксации нарушений. Для новичков указано всего шесть баллов. У опытных водителей – двенадцать. За нарушения ПДД баллы списываются, и когда талон обнуляется – водителя лишают прав. В Финляндии права на мопеды получают с 15 лет, на тяжелые мотоциклы – с 16 лет, но право управления им, равно как и автомобилем, будет разрешено только с 18 лет. После сдачи экзаменов новичку выдают временное удостоверение, действующее в течение двух лет. После этого сразу начинается второй этап обучения. За два года водителю запрещено нарушать правила, иначе постоянные ему не дадут. Через полгода наступает третий этап обучения, который обычно длится в зимнее время для отработки навыков езды зимой. И наконец завершающим этапом обучения становится отработка навыков экстремальной езды. После прохождения всех этапов обучения выдают постоянные права, которые действуют до достижения их владельцем 70 лет.
Для того, чтобы в Российской Федерации ввести подобные ограничения, нужно для начала пересмотреть правила дорожного движения. Многие российские политики придерживаются мнения о том, что неопытных водителей все же нужно ограничивать, потому что даже после получения прав им еще предстоит многому научиться.
Что же касается наклейки «Начинающий водитель», то здесь инспекторы поясняют, что им так проще будет выявить среди водительского потока именно неопытного водителя, и сразу остановить его в случае фиксации превышения скорости.
Таким образом, можно заметить, что, несмотря на такие вполне справедливые ограничения, водителям с маленьким стажем нужно быть все-таки внимательными на дорогах и не допускать ошибок на дорогах.
Удачи, и как говорится – ни гвоздя, ни жезла!