Низкий уровень доверия и недостаточное взаимодействие между налоговой службой и бизнесом

Низкий уровень доверия и недостаточное взаимодействие между налоговой службой и бизнесомКаждый бизнесмен знает, что, если фирмой заинтересовалась налоговая, значит, дела пошли в гору. Уведомление о новом письме ФНС наводит ужас, от звонка из налоговой инспекции стынет кровь. Почему взаимодействие с налоговой службой вызывает такие чувства? Что должно измениться, чтобы уровень доверия бизнеса к налоговой службе вырос? На эти вопросы знают ответ специалисты ассоциации «Координационный совет сферы массового персонала».

Федеральная налоговая служба на протяжении последних 10 лет активно развивает электронные сервисы, тем самым становясь ближе к народу и бизнесу: личные кабинеты, дистанционная регистрация бизнеса, сервисы проверки контрагентов, прием электронной отчетности, единый налоговый счет – все это, по мнению ФНС, облегчает взаимодействие бизнеса с контролирующими органами. Но предприниматели помнят, что в первую очередь налоговая служба — орган контроля за соблюдением законодательства. А частые изменения этого самого законодательства, усложняют работу фирмы и влекут наложение санкций, порой совсем не малых. Если с большими игроками бизнес-арены государство считается и учитывает их возможности и интересы, то средний и малый бизнес вынужден подстраиваться под новые течения законодательной реки.

Что могло бы облегчить взаимодействие налогоплательщиков с контролирующим органом.

1. Отсутствие санкций за нарушения, которые не повлекли неуплаты налогов и сборов.

Готовность налоговых органов прийти на помощь налогоплательщику с консультацией по заполнению деклараций, сдаче отчетности и информированию об обязанностях по срокам исполнения переведет русло общения с уровня «контроль и наказание» на «взаимопонимание и законопослушность». Вывод бизнеса из «серой» зоны или исправление ошибок в отчетности должны поощряться органами власти, а не нависать над бизнесом угрозой санкций.

2. Информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства простым языком.

Язык закона сложен, если фирма не обладает штатом юристов, бухгалтеров и консультантов, то разобраться в туманных формулировках и избежать ошибок невозможно, а иногда и первоклассным специалистам приходится поломать голову не один день над новыми изменениями. Эта проблема решается изданием пояснительных статей, буклетов или брошюр, написанных «человеческим» языком. ФНС нужно переходить от слов, озвученных в манифесте: «государство для бизнеса» и «государство для людей» — к делу, начать общаться на одном уровне как партнеры.

3. Расширение электронных сервисов.

На сайте nalog.ru есть множество сервисов, в том числе и личные кабинеты физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Однако, функционал кабинетов отличается, так, если физическое лицо может подать в налоговый орган декларацию о доходах в электронной форме, то ИП или юр. лицо вынуждено приобретать лицензию стороннего сервиса для сдачи отчетности в инспекцию, что не только приносит лишние траты организации, но и вынуждает разделять каналы общения с контролирующими органами. Надеемся, что решение будет реализовано в ближайшем будущем.

 

4. Снятие бремени доказывания своей добросовестности с налогоплательщика.

Сотрудники налоговых органов слова «оптимизация» и «минимизация» ставят в один ряд. Компании, оптимизирующие свои налоговые обязательства, воспринимаются инспекторами предосудительно, а их действия зачастую незаконными. Областные органы законодательной власти принимают законы о налоговых каникулах для определенных сфер бизнеса, льготных ставках по налогам, но начинающий бизнесмен либо не знает о возможности применения сниженной ставки, либо не сможет найти такой закон. А если узнает и решит открыть бизнес в таком регионе, то будет обвинен в уклонении от уплаты налогов, в фиктивной регистрации в другом регионе и пр. В настоящее время все сложнее доказать свою невиновность по результатам выездных и камеральных проверок: если инспектор видит красный огонек напротив вашего контрагента — никакие аргументы не помогут, и презумпция невиновности не работает. В первую очередь, налоговый орган обязан доказать прямой умысел руководителя фирмы избежать уплаты налогов, а не налогоплательщик доказать реальность сделки. Как скоро будет виден свет в конце этого тоннеля неизвестно, но для стабильного развития бизнеса он необходим.

5. Льготы для добросовестных налогоплательщиков.

Есть немало инструментов для мотивации и стимулирования компаний вести бизнес в «белую», мы видим такие примеры: освобождение от уплаты налогов, снижение налоговых ставок, субсидирование и пр. Награждение фирмы с чистой репутацией особым статусом может способствовать, например, выдаче кредита на лучших условиях, приоритету при участии в госзакупках, получению субсидий и пр.

Сегодня все участники говорят на разных языках, преследуют противоположные цели, бизнес ищет лазейки в законах, налоговики – ловят налогоплательщиков. Постоянная игра в догонялки должна закончится в интересах обеих сторон, в выигрыше будет и государство, и население.

Содействие эффективному диалогу между властью и бизнесом — одна из основных целей Координационного совета. Мы заинтересованы в создании единого коммуникационного пространства для бизнеса и регулирующих органов. Важно общими усилиями создать условия для развития сферы массового персонала в профессиональную сферу с высокими стандартами качества работы и услуг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here