Руководство органов внутренних дел объявило курс на максимальную открытость и партнерское взаимодействие с предпринимателями. Главное, чтобы это была дорога с движением навстречу друг другу, подчеркивает заместитель начальника Правового департамента Министерства внутренних дел РФ, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Иван Николаевич Соловьев.
— Иван Николаевич, что изменилось в порядке проведения совместных проверок полиции и налоговых органов с вступлением в силу Закона о полиции?
— Органы внутренних дел как имели право участвовать в проведении выездных налоговых проверок вместе с налоговыми органами (по запросу последних), так и сейчас пользуются таким правом. Процедура участия теперь уже сотрудников полиции в проверках по-прежнему регулируется совместным приказом МВД и ФНС (Приказ МВД РФ № 495, ФНС РФ № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». – Прим. ред.).
Данный приказ, на наш взгляд, существенных юридических огрехов не имеет, однако все же подлежит некоторой правке. Требуется корректировка в части регламентации направления материалов по налоговым правонарушениям и преступлениям. Дело в том, что с 1 января 2011 года изменена подследственность, и теперь дела по налоговым статьям УК РФ ведет Следственный комитет при прокуратуре РФ. Органы внутренних дел доводят до конца старые дела (расследование по которым начато до указанной даты), новыми занимаются на стадии оперативно-розыскных мероприятий и затем передают материалы в СК РФ.
Сейчас сотрудники Комитета усиленно и в ускоренном темпе повышают квалификацию и обучаются: как выявлять, расследовать налоговые преступления и формировать доказательственную базу по ним (которая должна быть безупречной для прохождения горнила прокуратуры и суда).
— А что касается оперативно-розыскных мероприятий? Интересует в первую очередь самое «популярное» из них – обследование помещений. Предпринимателей ждут какие-то нововведения?
— Если говорить о полномочиях полиции проводить гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, то Закон о полиции также ничего нового не добавил. На сегодня действует Приказ МВД РФ, который заработал год назад и определил пошаговую инструкцию действий сотрудников полиции при обследовании помещений от этапа назначения такого обследования до требований к итоговому протоколу (Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утв. Приказом от 30.03.2010 № 249. – Прим. ред.). Причем министерство намеренно подготовило общедоступный документ и не стало присваивать ему гриф секретности, чтобы «правила игры» были открыты и понятны для бизнеса. Кроме того, многолетняя практика применения базового Закона об оперативно-розыскных мероприятиях (принят в 1995 году и с тех пор, к слову, подвергся минимальной правке) доказала его эффективность и работоспособность.
В общем и целом у подразделений по экономической безопасности МВД имеется достаточно сбалансированная правовая база для эффективной работы по пресечению преступности в сфере экономики.
— Однако у ряда экспертов есть мнение, что новый Закон о полиции, который существенно больше по объему Закона о милиции, добавил сотрудникам ОВД полномочий в части проверок предпринимателей.
— Действовавший ранее Закон о милиции отсылал к большому количеству подзаконных нормативных актов и, кроме того, содержал внепроцессуальные функции сотрудников милиции, которые не были четко определены. Это как раз и вызывало недовольство, поскольку в подобной ситуации простор для усмотрения представителей МВД был весьма велик.
Новый же Закон о полиции более четко проработан и структурирован, он практически в два раза превышает по объему своего предшественника. Например, если раньше норма о проходе милиционеров в помещение носила характер общей, то сейчас соответствующие положения детально расписаны на несколько десятков пунктов. Речь идет не о расширении полномочий, а о подробном регламенте, который снижает вероятность произвола. Мы специально проводили системный сравнительный анализ норм, касающихся налоговых преступлений, и результаты его говорят о том, что никаких новых дополнительных прав у полиции не появилось.
Здесь уместно привести слова Президента РФ из интервью газете «Ведомости». Он сказал, что большинство опасений, в частности, по поводу возможностей полиции заходить в помещение, ошибочно и носит фантомный характер.
— За последние годы уголовно-правовая политика в отношении экономических преступлений подверглась серьезной законодательной корректировке. Она продолжается и сейчас. Каким образом новации сказались на уровне криминализации экономики?
— Действительно, был принят целый ряд законов, который существенно декриминализировал сферу экономики. Предусмотрено освобождение от уголовной ответственности для юридических или физических лиц, впервые совершивших преступление, связанное с неуплатой налогов (например, гражданин забыл подать декларацию после квартирной сделки), если забывчивый неплательщик полностью внес причитающиеся суммы недоимки, пеней и штрафов.
Кроме того, введен запрет применять меру пресечения в виде заключения под стражу по довольно широкому перечню экономических статей Уголовного кодекса РФ. В шесть раз повышены размеры крупного и особо крупного ущерба, который является основанием для привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям. Упразднена статья 173 УК о лжепредпринимательстве, внесены существенные изменения в статью 171 УК о незаконном предпринимательстве, которые исключили осуществление деятельности с нарушением лицензионных требований и условий. Данное исключение, правда, позволило, на мой взгляд, в свое время зацвести незаконному игорному бизнесу буйным цветом, и сейчас этот пробел пытаются различными мерами – и правоохранительными, и законодательными – закрыть.
Наконец, на рассмотрении в Госдуме находится не так давно поступивший президентский законопроект о дальнейшей гуманизации УК РФ, в том числе и по преступлениям экономической направленности.
Одним словом, жаловаться на карательный уклон уголовной политики предпринимателям уже по большому счету нет оснований. Плюс к этому, как мне кажется, в целом сформировано благоприятное для ведения бизнеса законодательство (включая налоговое). Государство стремится не наказать и посадить, а, преследуя в первую очередь фискальный интерес, – получить причитающиеся казне налоговые платежи.
Однако говорить о том, что мы изживаем, а тем более изжили экономическую преступность, рано. Уровень криминализации экономики остается пока достаточно высокий. Если взять, к примеру, преступления по «отмыванию» денежных средств, то за 2010 год их было выявлено почти 1300 и причиненный ущерб превысил 14 млрд рублей. Нельзя сказать о тенденции к существенному сокращению системных для нашей экономики преступлений, связанных с «обналичиванием» денежных средств. У многих компаний, видимо, просто остановится бизнес, если они перестанут использовать соответствующие схемы, – к сожалению, это стало частью делового оборота. Лояльное отношение к «обналу» стало особенностью менталитета отечественного предпринимателя. Борьба за чистоту межбанковских отношений и пресечение правонарушений в этой сфере ведется, но проводятся такие кампании непоследовательно и от случая к случаю.
Правда, в разы снизилось количество выявляемых налоговых преступлений, что обусловлено, по моему мнению, в первую очередь повышением порога по размерам крупного и особо крупного ущерба по соответствующим статьям УК РФ. Арифметика очевидная.
— Если бизнес не «отблагодарил» за уголовную либерализацию добросовестностью, стоит ли предпринимать дальнейшие шаги по гуманизации? Объявлять амнистию по экономическим преступлениям, которую предлагает провести президентский Совет по правам человека?
— Насколько я знаю из СМИ, данная инициатива не только Совета, но и ряда депутатов Госдумы. В этом нет ничего удивительного или спонтанного. Если о либерализации идет речь на самом высоком уровне, что находит свое воплощение в меняющемся законодательстве, почему бы не подкрепить общую тенденцию и таким шагом? Определенная логика здесь есть. Раз нынешним предпринимателям стало намного проще работать, декриминализированы многие противоправные деяния в сфере экономики, в разы подняты размеры крупного и особо крупного ущерба – как условия привлечения к уголовной ответственности, почему бы не облегчить жизнь тем, кто когда-то пострадал за то, что сегодня и преступлением то не является?
Но как и при подготовке любой амнистии, необходим взвешенный и государственный подход. Во-первых, это должен быть юридически безупречный акт, а во-вторых, амнистия не должна стать сигналом для вседозволенности в экономической сфере, породить всплеск таких преступлений или показать гражданскому обществу, что отъявленные мошенники и негодяи выходят на свободу.
— Иван Николаевич, что следует делать, чтобы снизить уровень криминализации экономики?
— В частности, стоило бы внимательнее отнестись к инициативе о введении в УК РФ специальной статьи 173.1 об установлении ответственности за создание коммерческой организации в целях совершения преступлений, а равно за участие в ее деятельности (в СМИ она известна как проект по борьбе с фирмами-однодневками). Соответствующий законопроект правительство разработало на волне объявленной главой государства кампании по борьбе с такими фирмами. Но пока, к сожалению, документ, который активно обсуждался не на одной дискуссионной площадке, лежит без движения. Видимо, для подобной инициативы еще не пришло время.
При этом сами представители бизнеса отмечают, что использование недобросовестными предпринимателями схем по «обналичке» и фирм-однодневок дискредитирует добросовестных и ставит их в неравное конкурентное положение. Ведь полученные посредством «обнала» наличные средства можно пустить, что греха таить, и на оплату услуг «мохнатой чиновничьей руки» для получения выгодного для себя заказа.
Более того, сейчас любой из нас не застрахован от ситуации, когда после предоставления своего паспорта в автосалон или кассу для приобретения билетов (где можно сделать его ксерокопию) на гражданина будет зарегистрирована однодневка, после чего его попросят заплатить налоги. В такую историю попал мой сосед. Как обезопасить людей? Бежать всем в отдел по экономической безопасности регионального УВД и писать заявление с просьбой не регистрировать на заявителя фирму без его ведома?
— На сайте МВД размещена памятка в помощь гражданину. Не предполагается ли подготовить подобную памятку и для предпринимателей, где бы разъяснялись права и обязанности сотрудников полиции при взаимодействии с представителями бизнеса?
— Я бы не стал выделять предпринимателей, которым упомянутая Вами памятка будет также весьма полезна, в отдельную категорию. Если гражданин будет знать свои права, то и при осуществлении предпринимательской деятельности эти знания ему пригодятся. Мы же не ставим в обособленную группу, например, врачей, учителей, журналистов и пожарных? Данная памятка – наглядная и логически выстроенная инструкция практического взаимодействия граждан и полиции – применима абсолютно для всех.
— Что нужно делать предпринимателям, чтобы избежать возможных злоупотреблений со стороны сотрудников полиции?
— Призываю предпринимателей в первую очередь повышать свою юридическую грамотность – знать, на что имеют право полицейские в качестве проверяющих, а на что нет. Для этого нужно изучить Закон о полиции и указанные выше ведомственные приказы, а также по возможности привлекать в ходе проверок юриста, который сможет отследить нестыковки и несоответствия в действиях сотрудников полиции. Кроме того, через Правоохранительный интернет-портал РФ можно обратиться с жалобой на незаконные деяния или давление со стороны органов внутренних дел, ни одна из них не остается без внимания. Сейчас к подобного рода обращениям относятся крайне серьезно, по каждому факту проводится проверка.
На самом деле предпринимателям, которые работают открыто, в «белую», бояться нечего. Количество необоснованных проверок существенно сократилось как в силу изменившегося законодательства, так и потому, что злоупотреблять «властью» становится невыгодно из-за угрозы потерять работу и социальные гарантии. А терять есть что. Помимо этого, поставлены серьезные барьеры и выстроена система контроля на уровне ведомственных регламентов работы полиции. Ситуаций «иду с проверкой туда, куда хочу» нет. Сейчас нужны весомые аргументированные основания для того, чтобы инициировать проверочные и оперативно-розыскные мероприятия.
— Какие сферы бизнеса находятся под пристальным вниманием и особым контролем полиции?
— Криминогенные процессы в той или иной степени характерны для многих отраслей экономики, хотя в некоторых из них ситуация обстоит хуже. В частности, деревообрабатывающая промышленность – там необходим постоянный мониторинг, направленный на пресечение противоправной вырубки леса. В финансово-бюджетной области требуют повышенного внимания схемы по «обналичиванию», незаконному кредитованию и возмещению НДС. В прошлом году было возвращено около 900 млрд рублей НДС из бюджета, не уверен, что на 100% обоснованно. Если где-то прибыло, значит где-то убыло («закон сохранения НДС в природе») – возможно, часть законопослушных налогоплательщиков получила отказ по возмещению. В сырьевом секторе необходим контроль за нефтегазовой отраслью; в транспортной сфере – за воздушными и железнодорожными перевозками.
Ну а граждане, которые впервые оступились и вдруг забыли задекларировать продажу квартиры, получают после уплаты налоговых долгов и сумм причитающихся штрафных санкций индульгенцию и могут чувствовать себя совершенно спокойно.
Думаю, многие наши сограждане хотели бы иметь столь насыщенную жизнь и такое множество событий имущественного характера, чтобы трудно было помнить обо всех квартирах…
— Юридическая служба МВД России отмечает 19 июля 65-летие. Претерпели ли изменения функции и направления работы службы в связи с реформой министерства?
— На сегодняшний день юридическая служба МВД России – это мощный интеллектуальный коллектив, который своими делами доказал востребованность и высокий профессионализм. И подтверждением тому служат принятые и разрабатываемые нормативные правовые акты, регулирующие сферу внутренних дел. Ведь разработка закона, приказа, постановления – это не только юридически выверенный текст, но абсолютное его соответствие действующему как внутреннему, так и международному праву.
Конечно же, любое реформирование, изменение функций ведомства ставит на передний край выполнения этой задачи его юристов. И мы здесь не исключение. В целом задачи юридической службы остались прежними (тема для отдельной беседы). Добавились полномочия по осуществлению международного сотрудничества министерства в полном объеме и его протокольного обеспечения. Функция важнейшая, так как решения, принимаемые на всех уровнях власти, относительно расширения международных правовых основ сотрудничества с иностранными государствами, в том числе в правоохранительной области, свидетельствуют о значимости данного вопроса на текущий момент. Объясняется это тем, что в эпоху всеобщей интернационализации рост преступности не является проблемой отдельно взятой страны. Преступления, совершаемые сегодня, и прежде всего такие как терроризм, коррупция, торговля людьми, незаконный оборот оружия и наркотических средств, все чаще приобретают глобальный характер и являются серьезным препятствием на пути социально-экономического, политического и культурного развития государства и общества. При этом преступления, совершенные организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), зачастую имеют транснациональный характер, отличаются совершенствованием методов функционирования соответствующих криминальных механизмов, усложнением схем получения преступных доходов, в результате чего представляют серьезную угрозу стабильности и экономическому благополучию не только отдельного государства, но и мирового сообщества в целом.
Поэтому можно сказать, что создание оптимальных правовых механизмов, способствующих эффективному решению органами внутренних дел оперативно-служебных и служебно-боевых задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе, определяется требованием времени и является по своей сути залогом успешной деятельности в области противодействия преступным проявлениям, носящим транснациональный характер.
Иван Николаевич, спасибо за интересное интервью! «Юридическая газета» поздравляет юридическую службу МВД России с предстоящим юбилеем и желает Вам и Вашим коллегам крепкого здоровья и несокрушимого оптимизма.