В большинстве случаев законодательство предусматривает досудебный порядок урегулирования споров, который на практике представляет собой подачу претензии перед направлением искового заявления. И хотя зачастую делается это «для галочки», нередки случаи, когда конфликтная ситуация исчерпывает себя именно после подачи претензии.
Что же такое претензия?
Претензия – письменный документ, содержащий требования лица, чье право было нарушено. Как правило, претензия содержит:
- Данные о лице, которому направляется претензия, и о лице, которое претензию направляет;
- Указание на нарушенное право;
- Законное обоснование требования устранить нарушение права;
- Срок на устранение нарушения;
- Предупреждение о перспективе судебного разбирательства.
Претензию нужно подготовить в двух экземплярах, один из них – для отметки о получении. Если претензия направляется почтой, то отправлять ее необходимо ценным письмом с описью вложения и уведомлением.
Не стоит недооценивать претензию
Бессмысленно отрицать, что большинство организаций в России (особенно если речь идет о спорах в сфере защиты прав потребителей) отвечают на претензии отказными отписками либо же не отвечают вообще. Тем не менее, с каждым годом тиски судебной системы сжимаются все сильнее, и многие правонарушители начинают задумываться о том, что спор действительно не стоит доводить до суда. Судебный порядок подразумевает взыскание с нарушителя не только основной суммы, но и неустойки, штрафа (в некоторых случаях), убытков, а также суммы уплаченной госпошлины и компенсации расходов на услуги представителя. В итоге присужденная сумма может оказаться в полтора, а то и в два раза больше изначальной. Многих нарушителей такой расклад мотивирует разрешить спор мирным путем.
Тем не менее, есть организации, которых такими вещами не испугать, ведь на людях, которые по каким-либо причинам не обращаются в суд, они экономят больше, чем теряют на тех, кто доводит дело до логического завершения. Ярким примером являются страховые компании, занижающие выплаты по ОСАГО (или вообще не выплачивающие страховое возмещение).
Претензия, которая сработает
Для того, чтобы составить действительно действенную претензию, недостаточно осознания собственной правоты. Для подготовки эффективного документа необходимы юридические знания и опыт.