Во всем мире между предоставляющим услугу и ее потребителями действуют устоявшиеся отношения. Хромающее качество услуг ведет для поставщика массу проблем, причем действует и давление на репутацию, и действия регуляторов, отзывающих лицензию. Да и отсудить у нерадивого работника или организации немного, а лучше много денег – мечтает немало сутяжников. Поэтому качество услуг везде держится адекватно цене, а где сильна конкуренция, так и постоянно высокое. Все вышесказанное моно применить и к российским условиям, за исключением сферы ЖКХ.
Там запросто можно получить из горячего крана холодную воду, а из обоих – отсутствие воды. Свет может пропасть внезапно и надолго. А уж своевременный вывоз мусора – для многих плательщиков нечто из области фантастики. Случающиеся перерасчеты за некачественную работу быстро и качественно перекрываются счетами за некие «общедомовые» расходы, причем внятного объяснения, почему они именно такие – надо добиваться долго и упорно. И, что должно окончательно обозлить, к платежкам часто прилагают списки должников.
То, что качество услуг включает в себя понятие непрерывности, коммунальщики и энергетики, конечно, догадываются. К слову, крупные покупатели электроэнергии уже давно используют анализ качества электроэнергии и принуждают продавца снижать тариф. К сожалению, коллективные иски от ТСЖ или инициативных групп относительно качества услуг – нормой жизни не стали. Напротив, принцип «каждый за себя» приводит к тому, что при частых перебоях с горячей водой те, кто может, ставят водонагреватели, а прочие терпят, «пока стечет». Про электрогенераторы, по счастью, речь массово пока не идет, но ведь все лучшее впереди. Соответственно, российская жизнь скатывается к сомнительному счастью автономии. При снижении качества услуг и росте их стоимости, запросто выяснится, что автономия существенно выгодна. Ее обеспечит себе наиболее обеспеченная часть населения – и тогда процесс разрушения станет необратимым и очень быстрым. Представляется, что одной из причин гибели малых городов является крах инфраструктуры, «подкрепленный» бегством части жителей. Для более же крупных и «везучих» городов, агония ЖКХ может длиться еще довольно долго.
Какого-либо универсального решения проблемы качества нет. Например, в одном из кооперативов горячая вода была круглосуточно. Но, ценой ночного сброса в канализацию. Размер общедомовых затрат был известен и «горячая» их часть не была чрезмерно большой. Но, нашлись недовольные, и сброс прекратился. Теперь недовольны тем, что до появления «настоящей» горячей воды надо ждать (а счетчик не ждет). Но, в ответ слышат теперь, что получили ровно то, что хотели. И будет желание, могут судиться с компанией поставляющей тепло. Пока таковых не нашлось.