Не секрет, что слишком часто в истории человеческого общества возникали различные неприятные ситуации между людьми. Поэтому для урегулирования социальных, политических, торговых и имущественных отношений были изобретены законы и юриспруденция. А для того, чтобы всё это приобрело вещественный и осязаемый вид, все придуманные законы, права, обязанности и условия договоров стали переносить в письменную форму. В наше время она представляет собой именно бумажные документы.
Одним из таких важных в жизни человека документов может стать документ о получении денежных средств за продажу гаража. Что же это такое, так ли необходима так называемая расписка. Ну и если всё-таки необходима, как она должна выглядеть?
Стоит разобраться подробнее.
Что такое расписка и зачем она нужна?
Расписка – это односторонний документ личного характера, имеющий юридическую силу и заключающийся между двумя физическими лицами.
Прежде всего, данная бумага является подтверждением получения или передачи денежных средств, а также любых других услуг или, к примеру, ценных бумаг. Вдобавок в неё обязательно включен пункт о том, что получатель не имеет каких-либо претензий ко второй стороне данной сделке.
Необходимость данного документа оправдывается тем, что при его непосредственном наличии покупатель может подтвердить то, что предоставил противоположной стороне деньги или иную плату, предусмотренную в конкретной сделке купли-продажи. В противном случае это будет невозможно доказать, особенно если недобросовестный продавец решит обратиться в суд.
Стоит помнить, что расписка ни в коем случае не заменяет договор купли-продажи, аренды, или любые другие документы о передаче в собственность и тому подобное, потому как данные документы несут иную функции: подтверждение собственности, бумажное обозначение прав и обязанностей, условия какой-либо сделки и так далее. Расписка – это конкретная бумага о том, что физическое лицо номер один передало оговоренную сумму или её часть физическому лицу номер два.
Это важно ещё и потому, что оформленная документально сделка может быть разорвана, а договор признан недействительным. Следовательно, расписка будет способом подтверждения уплаты денежных средств и непосредственным доказательством этого.
В каких случаях необходимо делать расписку?
Ответ на вопрос подзаголовка будет прост – в очень и очень многих. Тем более, чем выше сумма, фигурирующая в документах, тем необходимее составление расписки.
Но так как в данной статье рассматривается именно получение денежных средств за гараж, то существуют два варианта ситуации:
- аренда гаража;
- купля-продажа гаража.
В обоих случаях составление этой юридической бумаги просто необходимо, так как обе разновидности сделок связаны с непосредственной передачей денежных средств.
Делать это следует не столько потому, что в современном мире и жизненных реалиях очень многое уже невозможно построить на обоюдном доверии, сколько из-за специфики процессов аренды и покупки. Оба они являются, прежде всего, сделками. Неважно, какой специфики: получение или оказание услуги, приобретение товара – всё это является сделками. Даже во время похода в магазин человек, приобретающий товар, получает чек – физическое подтверждение платежной операции.
Ну а как было изложено выше, в случае заключения договоров между двумя физическими лицами таким «физическим подтверждением» и будет являться расписка.
Что важно при составлении расписки?
Существует несколько обязательных факторов при составлении расписки:
- Расписка составляется от имени продавца или арендодателя.
- Должна быть указана конкретная сумма, которая была уплачена, в связи с чем у продавца или арендодателя нет к нему никаких претензий, а у второй стороны – к нему обязательств.
- Самым лучшим вариантом расписки является документ, написанный от руки, потому что печатная версия без заверения у нотариуса не имеет юридической силы.
- Информацию необходимо внести четко, без исправлений и ошибок, так как любые помарки сделают расписку недействительной.
- Документ должен быть составлен непосредственно в момент передачи денег составителю документа.
Ну и последнее из важных особенностей: «адресат», то есть арендующий или покупатель, перед непосредственной выплатой просто обязан ознакомиться с текстом расписки. В ней должна стоять подпись арендодателя/продавца. Только и только после этого можно передавать деньги.
Из каких пунктов состоит расписка?
Прежде всего, самым первым обязательным структурным элементом является полное наименование документа. То есть, в данном случае: «Расписка о получении денежных средств за гараж». Следом идет дата составления расписки.
Далее – подробные данные о сторонах, участвующих в создании данной бумаги. То есть, речь идет и о самом составителе – было не раз упомянуто ранее, что этим составителем должен быть арендатор или продавец, так и о покупателе или арендующем.
Об обоих физических лицах – участниках сделки и составления данного документа – должна быть указана следующая информация:
- фамилия, имя, отчество;
- возраст;
- прописка;
- гражданство;
- номер и серия паспорта.
Следующим является письменное подтверждение факта получения денег. Полученная сумма обязательно указывается, как и цифрами, так и прописью.
Потом идет информация о предмете сделки. В данном случае этим предметом является гараж, а потому должна быть указана такая информация, как:
- площадь помещения;
- опись всех предметов, что там были (относится к случаям аренды);
- адрес гаража;
- наименование гаражного кооператива.
Обязательный пункт – дата и номер договора купли-продажи или аренды. Это необходимо сделать потому, что расписка составляется на основе именно этого договора. Более того, уже оформленную расписку новому собственнику стоит хранить вместе с договором.
Последним обязательным пунктом идут подписи обеих сторон заключения расписки. Необходимо туда и включение подписей свидетелей, если таковые имеются.
Однако это всего лишь основные обязательные компоненты данной юридической бумаги. На самом деле, законом не установлена единая – унифицированная – форма расписки.
А как быть с юридической силой расписки?
Выше было сказано о том, что печатная версия расписки обязательно должна быть нотариально заверенной. А что же насчет рукописного документа?
Существуют два способа.
- Во-первых, это опять же нотариальная заверка.
- Второй же основан на том, что при создании этого документа, а также непосредственной передаче денег должны присутствовать два независимых свидетеля. Их личные данные тоже нужно включить в документ. Дополнительно необходимо, чтобы оба свидетеля поставили свои росписи в нем же.
Иногда можно использовать оба способа заверения, что случается довольно редко. На практике и один из данных способов позволяет вступить расписке в законную силу.
Какое необходимо количество экземпляров?
Стоит отметить, что насчет количества копий расписки существует два противоположных мнения, истинность которых разнится от специалиста к специалисту.
Первое основывается на том, что расписка сама по себе есть юридический документ. Из этого можно сделать вывод, что её просто необходимо делать в двух экземплярах для каждой из сторон.
Второе мнение однозначно рекомендует создавать расписку исключительно в единственном экземпляре. Связано оно с тем, что при наличии только одного экземпляра, больше никто, кроме покупателя или арендующего в случае судебной тяжбы не сможет ей воспользоваться, так как это документ, защищающий именно права стороны, заплатившей за гараж.
В конце, как итог, стоило предоставить ссылку на примерный шаблон-образец, позволяющий наглядно изучить представленный документ: