«Для полного и гармоничного развития своей личности ребенок должен расти в семейной среде, в атмосфере любви, счастья и понимания», — говорится в преамбуле Конвенции. Эмоциональные, физические, образовательные, социальные и культурные потребности должны удовлетворяться в контексте семьи и общества. Наличие чувства принадлежности, быть признанным членом сообщества должно быть включено во все услуги.
Социальная политика должна привести к улучшению положения ребенка, оставшегося без попечения родителей, что является выражением политики в социальных службах. Только удачное сочетание услуг и политик приведет к желаемым результатам. Это означает, что все, кто вовлечен в этот процесс: лица, принимающие решения, координаторы проектов, менеджеры по обслуживанию, персонал, чтобы взять на себя полную ответственность за работу над ними.
В государстве создана сеть школ-интернатов, детских домов, детских домов, социальных учреждений — образовательная помощь и поддержка детей с более сложной судьбой. Но как бы ни ухаживали за этими детьми в данных учреждениях, они хотят своих родителей.
Исследования установили, что лишение материнской заботы приводит к задержке развития ребенка, что может проявляться симптомами психического и физического заболевания. Изоляция ребенка от 0 до 3 лет может привести к серьезным последствиям для интеллекта и личностных качеств, которые невозможно восстановить. Дети, воспитанные в учреждениях, по большей части отстают от своих сверстников в психофизическом развитии. Позже они начинают ходить и разговаривать, чаще болеют, имеют плохую успеваемость в школе по сравнению со сверстниками. Выпускникам школ-интернатов часто не хватает базовых домашних навыков: приготовление еды, шоппинг или организация свободного времени.
Национальная политика
В целях сокращения числа детей в государственных учреждениях и развития семейно-замещающей службы начали продвигаться только в последние годы. Во многом это связано с реализацией проекта «Развитие интегрированных социальных услуг для уязвимых семей и детей из групп риска», предложенного Правительством при поддержке ЮНИСЕФ и Европейского Союза. Проект инициировал реформу системы ухода за детьми по месту жительства, целью которой было сокращение числа детей, которые растут и развиваются отдельно от семьи. По мнению Министерства образования, это может быть достигнуто путем реинтеграции в естественную или расширенную семью большинства детей, которые сегодня находятся в школах-интернатах или детских домах, так, предотвращая институционализацию детей. Официальная статистика показывает, что около 85% детей в интернатах имеют одного или обоих родителей живыми. По последним данным, в этих учреждениях живут и учатся около 10350 детей.
Социальная политика
Предложение для семей и детей, оставшихся без попечения родителей, варьируется от страны к стране. Приоритетом в области защиты детей в Европейском Союзе является обеспечение образования детей в семье. Таким образом, защита прав детей в западных странах заключается в предотвращении семейных проблем, планировании социальных услуг для семей с проблемами, поддержке неблагополучных семей. Для улучшения финансового положения семей с детьми, оказания помощи при родах и социализации детей применяется широкий спектр мер. Несмотря на это, поиск новых альтернатив защите детей, в отличие от предыдущих преобладающих форм, был довольно медленным. Изменения в системе социальной защиты появились только в конце 1990-х годов.
Решение проблем, с которыми сталкивается семья с детьми, стало приоритетной задачей социальной защиты и политической приверженности. Эта цель направлена на развитие последовательной и единой системы поддержки семьи и детей путем: содействия активной политике поддержки семьи, разработки решений для восстановления ситуаций на местах, разработки и предоставления профессиональных социальных услуг в целях предотвращения кризисных ситуаций. семья, создание необходимых механизмов и мер для оптимизации отношений между государством, обществом и семьей / детьми, разработка законодательства, касающегося разработки индивидуального плана реабилитации семьи и детей.
Социальные услуги по уходу за детьми не являются альтернативой уходу, а относятся к тому факту, что только семьи и общины могут эффективно обеспечивать уход. Социальные услуги существуют для укрепления и расширения возможностей семьи и общества. Точно так же, как семьи должны отвечать на все потребности ребенка, эмоционально, интеллектуально, социально, культурно и материально, так же как и широкий спектр услуг, доступных как детям, так и их попечителям. Для этого необходимо избегать дублирования действий, выполняемых в семье, с услугами, предоставляемыми государством. Путаница и дублирование могут быть уменьшены, а достигнутые результаты могут обеспечить хорошие результаты для детей.
В процессе разработки и предоставления услуг основное внимание всегда должно уделяться удовлетворению потребностей ребенка. Национальная система социальной помощи по-прежнему сохраняет свои характеристики со времен социализма. Внимание уделяется финансовым пособиям для семей с двумя, тремя и более детьми и малоимущим, при этом очень мало внимания уделяется общинной системе государственных служб социальной помощи. В настоящее время в семье и обществе полностью отсутствуют службы социальной помощи, как профессиональной, так и простой социальной помощи, не хватает социальных работников в различных учреждениях, таких как школы, больницы и т.д.
Социальные услуги для семей с детьми недостаточны, потому что нет своевременной гибкой системы поддержки для предотвращения семейных кризисов на ранних стадиях этого процесса. Хотя в предоставлении социальных услуг детям, оставшимся без попечения родителей, существуют пробелы, наблюдается значительная разработка государственной политики, предлагаемой семье и ребенку. Международными законами, регулирующими предоставление социальных услуг, являются:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Декларация прав ребенка (1959);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Всемирная декларация о выживании, защите и развитии детей (1990 г.).
Система социальных услуг имеет принципиальное значение для реализации государственной социальной политики по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Для эффективности социальных услуг необходимо сотрудничество между руководством государственных служб на национальном и местном уровнях. Партнерство между государственными учреждениями, общественными организациями, общественными группами и отдельными лицами также приведет к улучшению обслуживания детей.
В этом контексте подчеркивается необходимость эффективного партнерства между всеми связями общества, включая государственные учреждения, командную работу, основанную на взаимности и ответственности, что ведет к более эффективным услугам, предоставляемым ребенку и семье. В этом смысле необходимо реформировать системы, продвигать эффективную политику, применять эту политику на практике различными способами.