Реформы госуправления часто оставляют за бортом большое количество специалистов, многие годы проработавших на госслужбе. Это могут быть как крупные руководители в ранге министров, так и клерки среднего звена – инспекторы, секретари, советники и помощники. В бизнес-структуры их берут не охотно, а на отдельные должности им прямо запрещено устраиваться законом. О том, как бывшим муниципальным и государственным служащим устроиться на работу, рассказали эксперты Профсоюза работников торговли и услуг.
Кодекс запрещает
Ради борьбы с коррупцией трудовое законодательство вводит для бывших чиновников ряд ограничений на трудоустройство. Это вполне обосновано – если проверяющий инспектор сможет в любой момент перейти на сторону компании, которую он проверяет, это создаст дополнительные коррупционные риски.
Ограничения для чиновников сформулированы в статье 64.1 Трудового кодекса РФ. В ней указывается, что лица, проработавшие на должностях государственной и муниципальной службы, должны в течении двух лет при трудоустройстве в подконтрольную им организацию обязаны получать согласие специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.
При этом новый работодатель должен знать, что к нему устраивается бывший чиновник, поэтому соискатель должен предоставить ему сведения о последнем месте службы, а на прежнее место работы в десятидневный срок сообщить о заключении трудового договора с новым работодателем.
Если этого не сделать, суд может счесть это проявлением коррупции и наложить на нового работодателя экс-чиновника штраф в размере до 500 тыс. рублей. Требование распространяется и на договоры гражданско-правового характера, если вознаграждение по ним превышают 100 тыс. рублей в месяц.
Перечень должностей
Ограничения распространяются далеко не на всех экс-госслужащих. Перечень должностей, которые подпадают под действие статьи 64.1 ТК РФ утвержден указом президента России от 18 мая 2009 года №557.
В нем перечислены несколько сотен позиций как на муниципальном, так и на федеральном уровне. Например, к ним относятся руководители, помощники, советники и специалисты администрации президента РФ, аппарата правительства России, аппарата Госдумы и Совета Федерации, а также министерств, агентств и служб, перечисленных в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.
Также ограничения касаются руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и их заместителей, руководители подразделений МВД, МЧС, Минобороны, ФСБ и других силовых структур.
В указе президента перечислены должности Федеральной таможенной службы, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета и других органов власти. Помимо них, ограничения распространяются на любые государственные должности, работа на которых предполагает выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных задач, предоставление государственных услуг гражданам и организациям, проведение контрольных и надзорных мероприятий, распределения ограниченных ресурсов (квоты, частоты связи и т.д.) и бюджетных ассигнований, управление государственным имуществом, закупки, выдачу лицензий и разрешений, хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Только через комиссию
По закону о государственной гражданской службе (ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ), для предотвращения конфликта интересов у чиновников в каждом министерстве и ведомстве существуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
В их состав входят заместитель руководителя министерства или ведомства, начальник кадровой службы, а также сотрудники управления кадров, юридического управления и других подразделений, перечень которых определяет руководитель ведомства.
При этом, закон «О противодействии коррупции» определяет конфликт интересов как «возможность получения доходов в виде денег» и другого имущества – то есть, трудоустройство вполне подпадает под эту категорию.
По сути, комиссия состоит из бывших коллег чиновника, и, если у него на работе был конфликт, они вполне могут «перекрыть кислород» и запретить трудоустройство в организацию, которая входила в сферу его интересов на службе. В таком случае нужно идти в суд. Однако, суд не всегда встает на сторону бывшего чиновника.
Экс-сотрудница Роспотребнадзора, которая решила устроиться на работу в городскую поликлинику, получила отказ такой комиссии, поскольку ее должность входит в перечень, на который распространяются ограничения (главный специалист-эксперт), а поликлиника входила в зону ответственности чиновницы – в частности, она участвовала в выездных проверках поликлиники, составляла протоколы об административных правонарушениях в отношении должностных лиц этого учреждения.
Комиссия посчитала, что функции, входившие в должностные обязанности бывшей сотрудницы, позволяли ей использовать служебное положение для оказания поликлинике «выгод и преимуществ», а значит это является коррупциогенным обстоятельством, поэтому отказала ей в трудоустройстве. Суд с такой позицией согласился, апелляции не помогли.
Чтобы избежать такой ситуации, нужно либо выдержать срок в два года между увольнением с госслужбы и трудоустройством на опекаемое ранее предприятие, либо не связываться с организациями и компаниями, входившими в зону ответственности во время работы в государственном ведомстве. Это может быть другой регион или другая сфера деятельности. Важно, чтобы не было конфликта интересов, а новый работодатель вовремя уведомил предыдущего.