Когда работник получает те или иные поощрения за свой труд, это положительно сказывается на его самооценке и мотивации. Какие бывают виды стимулирования, что записывают в трудовую книжку и за что можно получить вознаграждение — рассказали эксперты Профсоюза работников торговли и услуг.
Согласно трудовому законодательству, существуют такие виды поощрений, как за трудовые успехи, так и за особые трудовые заслуги перед обществом и государством.
Самые общеизвестные поощрения на работе — это благодарности, премии, подарки, почетные грамоты, нагрудные знаки, занесение на доску почета. Виды поощрений работников могут быть прописаны в коллективном договоре, соглашении, правилах внутреннего трудового распорядка, уставах и положениях о дисциплине (статья 196 Трудового кодекса). Если, конечно, поощрения предусмотрены в организации. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работников могут представить к госнаградам. А непосредственно на рабочем месте можно применять к человеку несколько мер поощрения одновременно.
Правила поощрения работников
Решение о поощрении персонала принимается работодателем самостоятельно. Поощрения оформляются приказом работодателя. В нем устанавливается, за какие именно успехи в работе поощряется работник, а также обозначается конкретная мера вознаграждения.
Если в компании не предусмотрены никакие награды персоналу либо они есть, но применяются неграмотно, мотивация сотрудников сводится к нулю.
Так или иначе все поощрения должны производиться в соответствии с законодательством и локальными нормативными актами и оформляться документально.
Размер, вид награды должны соответствовать вкладу поощряемого сотрудника в рабочий процесс. Это касается и руководства, и рабочих. Также критерии награждения должны быть справедливыми, чтобы у персонала не было обид и недовольств, а также предвзятого отношения к другим работникам. Если поощрение содержит четкую краткую формулировку обобщенного характера, например, за успехи в работе, коллеги не посчитают ее необоснованной по отношению к тому или иному человеку.
Кстати, чем разнообразнее система стимуляции, тем сильнее мотивация и вовлеченность персонала. Закон позволяет использовать любые виды поощрения сотрудников. Применяемая работодателем система поощрения сотрудников должна быть максимально прозрачной, особенно если речь идет о крупных денежных премиях. Каждый работник должен знать, что он должен сделать, чтобы получить премию, и какими критериями руководствуется начальство, когда принимает решение о премировании. Все эти нюансы необходимо прописать в нормативных документах.
Виды поощрений
Их можно разделить на несколько категорий: регулярные и нерегулярные, общие и специальные. Общие относятся ко всем работникам и применяются за добросовестный труд. Они прописаны в ст. 191 Трудового кодекса: это премирование, представление к званию лучшего в профессии, объявление благодарности, награждение грамотой или ценным подарком. Дополнительные меры, закрепленные локальными актами, уставами и положениями о дисциплине, обычно применяются к отдельным категориям персонала (представление к очередному званию или чину за профессиональные достижения).
Некоторые виды награждений даже отражают в трудовых книжках, например, вручение грамот и благодарственных писем, присвоение почетных званий и получение наград государственного уровня. Такие отметки в документе важны сотруднику, они характеризуют его как добросовестного и трудолюбивого человека. Порой это помогает подняться по карьерной лестнице. За что вообще можно поощрять сотрудников? За выполнение плана, отсутствие замечаний к работе со стороны руководства и клиентов (партнеров); привлечение новых клиентов и партнеров к сотрудничеству; инициативность и так далее. Это нужно прописать в локальных документах.
Нематериальная мотивация
Премии — это, конечно, самый приятный вариант. Но есть и другие. Например, работники рады соц. пакету, в который входит бесплатное питание, фитнес, медстрахование, оплата обучения, бесплатная корпоративная связь. Нередко в организациях проводят мастер-классы, спортивные мероприятия, интересные корпоративы. Скидки на продукцию компании тоже неплохое поощрение. Кроме того, всем приятно получать и подарки, не только к профессиональным или государственным праздникам, но и, например, на день рождения, бракосочетание, рождение детей. В современных крупных компаниях популярны путевки на курорт, абонементы в спортзал, билеты на концерты.
Мотивация удаленных сотрудников
Такие работники обычно трудоустроены как самозанятые или по договорам ГПХ. Поэтому вопрос с поощрениями официального характера более сложный. Но, тем не менее, и дистанционных работников можно мотивировать продуктивно трудиться и не уходить из компании. Все зависит от работодателя и его отношения к сотрудникам — фрилансерам. Кроме того, их можно приглашать за счет компании в головной офис на личные встречи, праздники и прочие мероприятия.
Премии и матпомощь
О них стоит рассказать отдельно как о самых популярных видах вознаграждений на работе.
Статья 191 Трудового кодекса говорит о премии как о поощрении, условия которого определяются в локальных нормативных актах. Премии бывают двух видов: премия производственного характера входит в систему оплаты труда, ее выплачивают регулярно, например, ежемесячно. Размер премии зависит от конкретных показателей и условий премирования. Премия непроизводственного характера не относится к оплате труда. Ее выплачивают разово, независимо от экономического результата труда работника.
Подобные выплаты — воля работодателя, на которую довольно сложно повлиять сотруднику.
Материальная помощь — это социальная выплата в связи с жизненными обстоятельствами. Работодатель не обязан оказывать ее, но может. Меры поддержки он может закрепить в локальном акте. Это может быть финансовая помощь в связи с рождением ребенка, юбилеем, свадьбой, или другим событием в жизни работника. Члены профсоюзов также могут рассчитывать на помощь профсоюза, если в нем есть положение об оказании материальной помощи.