Закон о рекламе в 2021 году

Закон о рекламе в 2020 году

Закон о рекламе в 2021 году. Реклама сегодня используется повсеместно, и стала неотъемлемой составляющей нашей жизни. Основным документом, который регламентирует деятельность в сфере рекламы, является Закон «О рекламе». Очень часто предприниматели создают рекламу или заказывают ее на стороне, не проверяя должным образом ее соответствие этому Закону. Органы антимонопольной службы строго следят за исполнением всех статей Закона. Неправильная реклама оборачивается выплатой штрафов, часто очень крупных.

ФЗ «О рекламе» приняли с главной целью защитить права потребителя и обеспечить добросовестность конкуренции на рынке.

Основное требование закона – чтобы реклама была достоверной и добросовестной. Это означает, что реклама должна содержать только соответствующую действительности информацию и не порочить репутацию конкурентов.

В рекламе не допускается:

  • принуждение к насилию;
  • провоцирование на нарушающие право действия;
  • демонстрация актов насилия;
  • создание отрицательного отношения;
  • манипулирование не достигшими совершеннолетия детьми.

В рекламе нельзя:

  • приводить иностранные слова и цены в иностранной валюте;
  • ссылаться на недостоверные одобрения государственных органов;
  • сообщать о лечебных свойствах продуктов;
  • применять приемы скрытой рекламы.

Запрещается приводить важные сведения плохо читающимся шрифтом, располагать рекламу ближе 100 метров от детских учреждений и изображать детей, которые находятся в опасных жизни условиях.

Имеется ограничение на использование в рекламе образа врача.

Запрещено рекламировать следующие товары и услуги:

  • наркотические и взрывчатые вещества;
  • органы человека;
  • сигареты и зажигалки;
  • курсовые и дипломные работы;
  • аборты;
  • любые товары и услуги, не имеющие государственной регистрации, лицензий и сертификатов, если они необходимы в соответствии с законами.

В ряде областей деятельности на рекламу накладываются определенные ограничения, или требуется предоставление специальных документов.

 

В рекламе алкоголя не допускается говорить о его положительном влиянии на физическое и эмоциональное состояние, или об отсутствии вреда для здоровья, способности утолить жажду. Нельзя использовать образы людей и обращаться к гражданам до 18 лет. В рекламе обязательно должно сообщаться, что чрезмерное потребление алкоголя вредит здоровью.

В рекламе лекарств, медицинских изделий, методов диагностики и профилактики, способов лечения и реабилитации, народной медицины и косметологии не разрешается приводить примеры излечения конкретных людей, отзывы пациентов, предположения о наличии заболеваний, говорить о необходимости принимать лекарство здоровым людям и ненужности обращаться к врачу. В рекламе должно быть предупреждение о противопоказаниях и сообщение о необходимости изучить инструкцию или обратиться за консультацией к врачу.

Закон о рекламе в 2020 году

Реклама БАДов не допускает создание впечатления о наличии лечебных свойств. Обязательно предупреждение о том, что товар не является лекарством.

Запрещена реклама боевого оружия. Служебное оружие и патроны допустимо рекламировать только в специализированных изданиях и местах их продажи. Гражданское, охотничье и спортивное оружие можно рекламировать также в местах его производства и на ТВ с 23 часов до 7 часов. При этом не допускается обращение к несовершеннолетним и использование их образов.

Реклама азартных игр не должна приводить к мысли, что они могут быть основным источником дохода. Не допускается преуменьшать степень риска, гарантировать выигрыш, использовать образы людей и обращаться к несовершеннолетним.

Размещать эту рекламу можно на радио и телевидении в ночное время, специализированных журналах, зданиях, где проводятся игры, букмекерских конторах.

В рекламе финансовых услуг не разрешается гарантировать получение дохода, если доходность не может быть утверждена во время заключения договора.

Реклама ценных бумаг не должна содержать обещания дивидендов кроме дохода, указанного в решении о выпуске этих бумаг, а также прогноза роста стоимости ценной бумаги.

Запрещена реклама договоров ренты, утверждающая, что она лучше завещания, содержащая ссылки на отзывы клиентов и осуждающая членов семьи, отказавшихся от договора ренты.

Реклама деятельности медиаторов, улаживающих споры между сторонами до суда, должна включать сведения, подтверждающие прохождение специального обучения, и не может указывать на преимущества перед судебным разрешением спора.

Закон о рекламе не распространяется на политические и государственные материалы, объявления не связанных с рекламной деятельностью граждан и организаций, изображения и информацию на упаковке товаров, упоминания в научных работах и произведениях искусства.

За нарушение требований законодательства ответственность возлагается на всех, кто причастен к рекламе – рекламодателя (заказчика), изготовителя (типографию или маркетинговое агентство), распространителя (печатные издания, СМИ).

Изменения в Законе о рекламе в 2021 году

Большая часть положений закона принята давно, Однако закон постоянно изменяется за счет поправок. Они в основном имеют уточняющий характер или содержат тонкости, появившиеся во время судебных разбирательств.

Расскажем об основных изменениях, внесенных в Закон в последнее время:

  • были приняты поправки, которыми запрещено рекламировать написание работ научного характера – курсовых и дипломных работ, диссертаций и т. п.;
  • действуют уточненные правила подачи заявок на установку рекламных конструкций через портал Государственных услуг;
  • вступила в силу поправка, которая запрещает располагать рекламу ближе 100 метров от детских учреждений;
  • более жесткие требования предъявляются к рекламе пива и напитков на основе пива.

В частности, запрещается давать рекламу пива и пивных напитков в периодических печатных изданиях. Исключение сделано только для игристых вин, произведенных из отечественного винограда на территории РФ. Реклама не должна помещаться на обложке, первой полосе и последней странице журналов и газет. Нельзя размещать рекламу бренда производителя пива или название продукта на баннерах в период официальных спортивных соревнований.

В телевизионном эфире допускается только реклама игристого вина, шампанского, произведенных из урожая виноградников на территории России, в период с 23 часов до 7 часов.

С 1 января 2020 г. изменились требования к рекламе облигаций. Теперь их можно будет рекламировать не после присвоения номера, а после завершения процесса регистрации программы.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Плановых проверок в надзоре за рекламной деятельностью государственные органы не проводят. В 2012 году постановлением правительства был утвержден порядок надзора в этой сфере. Главным проверяющим органом является федеральная антимонопольная служба (ФАС). По сути, раз нет сроков плановых проверок, их могут осуществлять в любое время, в том числе, по заявлениям граждан, конкурентов и государственных органов — т.е. надо быть готовым к тому, что представители ФАС могут посетить предпринимателя когда угодно.

Нарушения в области рекламы регулирует КоАП, а именно его статья 14.3. Наказания здесь суровые, поэтому коснемся их подробно.

При рекламе кредита, если не указать всех условий, влияющих на его стоимость, должностное лицо оштрафуют на 20‒50 тыс. рублей, а юридическое 300‒800 тыс. рублей

Нарушения закона о рекламе, касающееся медицины и фармацевтики (включая услуги, лечение, медизделия, лекарства, в том числе БАДы и т.д.): граждане 2000‒2500 тыс. рублей, руководители 10‒20 тыс. рублей, компании — 200‒500 тыс. рублей.

Превышение объема рекламы в печатном издании: штраф до 100 тыс. рублей.

Нарушения, связанные с прерыванием трансляции (телевидение, кино, радио) — максимальное наказание составит 500 тыс. рублей.

Если переоборудовать автомобиль под передвижную рекламу так, что он частично или полностью утратит функции автомобиля или промоматериалы будут создавать угрозу безопасности (например, затруднять обзор водителю) — можно заработать в качестве наказания до 1 млн. рублей.

Также 1 млн. придётся отдать за несогласованную рекламу.

Закон о рекламе в 2020 году

Отдельное внимание в Кодексе отведено рекламе табака: спонсорство или стимулирование продаж, незаконная демонстрация, неиспользование обязанности социальной рекламы приведет компанию к наложению финансовых санкций до 600 тыс. рублей.

Все перечислить невозможно, но в основном штрафы за нарушение законодательства о рекламе во всех остальных случаях, кроме перечисленных выше, составят для граждан 2‒2,5 тыс. рублей, для ответственных лиц — 4‒20 тыс. рублей, а для юридических 100‒500 тыс. рублей. Для уточнения стоит внимательно прочитать закон о рекламе и статью 14.3 КоАП.

Примеров, когда ФАС штрафует за недобросовестную рекламу, множество. Из последнего — «Филип Моррис» оштрафован на 100 000 рублей за рекламу сигарет в почтовой рассылке. В настоящее время ведомство готовит иск против Google за то, что в их контекстной рекламе есть предложение услуг по выполнению курсовых работ. За рекламу «Анаферона» на одно из рекламных агентств наложили штраф, так как противопоказаниям и предупреждениям в промоционных материалах было отведено менее 7% площади, как этого требует закон.

МТС наказали на 100 000 рублей за «Тарифище», где не указано то, что ряд услуг тарифа невозможно оказать в ряде регионов из-за отсутствия покрытия. Фабрике «Коркунов» указали на недопустимость утверждения «Бренд № 1» и готовят постановление о штрафе.

Пример того, как наказали рекламодателя и рекламораспространителя: случай произошел в июне 2019 года, когда организация, не имеющая банковской лицензии, разместила в Яндексе контекстное объявление о привлечении средств граждан. При этом заказчик рекламы отделался предупреждением, а ее транслятор получил 100 000 рублей штрафа. И, наконец, Reg.ru — ещё один заказчик контекстной рекламы, отделавшийся предупреждением, утверждал, что они — регистратор доменных имен № 1 в России.

Приводить примеры можно долго, поэтому стоит понять — суды ФАС проигрывают даже лидеры бизнеса, а обычным предпринимателям стоит относиться к вопросу особенно серьезно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here