Защита потребителей: кто обязан проверять качество товаров

blank
Фото: ru.freepik.com

Реализация продукции потребителям налагает на участников оборота специфические обязанности. Представители торговли должны гарантировать безопасность товаров, проверять их качество до выкладки на витрины. За исполнением этого предписания следят общественные объединения, а также сотрудники территориальных подразделений Роспотребнадзора. Пренебрежение правилами грозит предпринимателям внушительными штрафами и приостановкой деятельности.

Общий порядок

Законодатель возложил обязанность предварительной проверки на продавца. Проводить визуальный осмотр, оценку целостности упаковки, сроков годности бизнесмены должны в ходе оптовой закупки. В зависимости от типа товара могут проводиться лабораторные исследования, испытания. В отношении изделий, подлежащих маркировке, сертификации, у изготовителя запрашиваются соответствующие документы. Дополнительный контроль продукция проходит при отправке в магазины. Вновь ее пригодность к эксплуатации и потреблению оценивают при выкладке на полки в торговых залах.

Потребителям предоставляется право ознакомления с документацией. Требования об оснащении магазинов информационными стендами и специальными приспособлениями закреплены пунктами 2, 56 правил, утвержденных правительственным постановлением № 2463 от 31.12.2020 года.

Обнаружение дефектов

Если покупатель приобрел некачественную продукцию, он вправе предъявить претензию к продавцу или непосредственному изготовителю. Выбор остается за потребителем. Соответствующие положения содержатся в статье 18 закона № 2300-1 от 07.02.1992 года. Продавец должен принять товар и провести повторную проверку. Процедура занимает до 45 календарных дней. При этом потребителя уведомляют о месте, дате и времени исследования. Требование закреплено статьями 18, 20, 21 и 22 закона № 2300-1, а также разъяснениями Министерства по антимонопольной политике России (приказ № 160 от 20.05.198 года). Покупатель, заявивший о недостатке, может присутствовать при проведении проверки.

При наличии квалифицированных специалистов оценку качества продавец организует собственными силами. При отсутствии таких экспертов в штате бизнесмен должен обратиться в стороннюю организацию. Так, оценкой могут заниматься сертифицированные центры, общественные объединения, ассоциации, торгово-промышленные палаты.

Сотрудники Роспотребнадзора проверяют качество реализуемых товаров в рамках государственного контроля. Мероприятия могут проходить в форме профилактических визитов, рейдов, контрольных закупок, планового и внеочередного надзора. Полномочия предоставлены законами №248-ФЗ от 31.07.2020, № 52-ФЗ от 30.03.1999 и № 2300-1 от 07.02.1992, а также положениями Правительства РФ № 1005 от 25.06.2021 и 30.06.2021. Для выезда сотрудников в торговую точку потребителю достаточно подать жалобу в письменном виде.

Процедурные аспекты

Порядок оценки качества товаров устанавливается законодательно. Дополнительно стороны могут оговаривать условия в соглашении. При отсутствии нормативных источников участники правоотношений опираются на деловой оборот (ст. 474 ГК РФ). В рамках проверки разрешается вопрос о соответствии изделия:

  • установленным стандартам, техническим условиям;
  • информации на этикетке, заявленному образцу;
  • обычно предъявляемым к такому товару требованиям;
  • условиям сделки.

Проверка проводится разными способами. Наиболее распространенными остаются осмотр, оценка комплектации, совместимости деталей. Если этого для выявления дефектов и причин их возникновения недостаточно, продавец организует экспертизу – более глубокое и профессиональное исследование, включающее тестирование, лабораторную диагностику.

Расходы на проверку качества несет продавец. Если в результате его вина не подтвердится, все затраты будет обязан возместить потребитель. При этом взыскать убытки предприниматель сможет в судебном порядке. Таким способом законодатель защитил представителей бизнеса от злоупотреблений со стороны покупателей.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here