Как и многое в юриспруденции, оформление договора ренты требует, для начала, тщательного изучения всех его аспектов и подводных камней.
Суть договора ренты
В момент оформления и заключения соглашения ренты, собственник недвижимого имущества транслирует право собственности иному лицу. Взамен, собственник получает определенную помощь в содержании – это могут быть регулярные выплаты (раз в месяц или раз в год) или иные меры, которые будут направлены на содержание собственника. Такие взаимоотношения урегулированы гражданским кодексом Российской федерации в главе номер 33.
Для того, чтобы определить документ в качестве действительного, необходимо соблюдать пару моментов:
- Определение того имущества, которое отчуждается, а также подробная о нем информация и описание.
- Установление тех обязанностей, которые будут возложены на должника.
Между кем оформлять соглашение?
Обычно оформителями ренты считаются граждане или организации. В случае с организациями, то оформить соглашение они могут только на постоянной основе. Должником по ренте может считаться как физическое, так и юридическое лицо.
Стоит помнить, что в законах не урегулировано конкретное определение сторон в заключающемся соглашении, поэтому могут фигурировать некоторые лица в качестве контрагента. Это зависит от того, какой вид документа оформляется.
Категории соглашений по ренте
На уровне законодательной власти установлены три категории рентового документа. Сюда относятся:
- категория пожизненного соглашения;
- категория постоянного соглашения;
- категория пожизненного соглашения с содержанием и иждивением.
Категория постоянного соглашения
Данный вид соглашения определяет обязательства по денежному обеспечению собственника, которые возлагаются на должника на бессрочный период. В таком случае выплаты необходимо производить через определенные временные промежутки регулярно.
Такой доход от рентного соглашения возможно перенять по наследству, либо же начать получать его после передачи права на требование. Должник полностью отвечает за жилую недвижимость, за ее состояние. Однако, он может подать заявление в органы судебной системы и требовать уменьшения объема регулярных отчислений, либо же расторжения рентного соглашения.
Категория пожизненного соглашения
Такой вид договора пожизненной ренты на квартиру составляется только тогда, когда отчисления будут осуществляться до того времени, когда произойдет смерть выгодополучателя. На уровне законодательной власти не ограничен факт оформления в соглашении более одного получателя. Есть разница от постоянной категории соглашения – повреждение недвижимого имущества не является мотивом к расторжению договора и не снимает обязанности с должника.
Категория пожизненного соглашения с содержанием и иждивением
Такая категория соглашения применяется чаще всего, в отличие от других. Обычно договор пожизненной ренты на квартиру оформляется между родственниками. Здесь право собственности на недвижимое имущество передается иному лицу в том случае, если оно обеспечит пожизненное поддержание и иждивение собственника.
Некоторые особенности оформления соглашения
Для того, чтобы не ошибиться во время составления соглашения, нужно помнить о некоторых аспектах:
- нужно собрать пакет бумаг, который подается в многофункциональный центр;
- оформить все необходимые бумаги;
- необходимо, чтобы стороны подписали договор, а затем заверили его у нотариуса;
- необходимо оформить право собственности на должника.
Как указано в гражданском кодексе Российской федерации, для того, чтобы такой договор имел силу, он должен быть оформлен в письменном виде и заверен у нотариуса, если не выполнить этих действий, то соглашение будет считаться недействительным в суде.
Время действия соглашения
Когда соглашение имеет категорию пожизненного (т.е договор пожизненной ренты), то действует оно до тех пор, пока кредитор не погибнет (либо иное лицо, которое в соглашении указано как получатель отчислений по договору ренты). Когда договор ренты с пожизненным содержанием относится к постоянной категории, то перевод средств для обеспечения содержания происходит бессрочно.
Из чего состоит соглашение?
Формат соглашения заключается в письменно оформленном договоре ренты на квартиру среди кредитора и должника, а также третьих лиц. В нем предусмотрено указание следующей информации:
- объем регулярных выплат и их периодичность;
- данные паспортов всех участников соглашения (в случае, когда это физическое лицо), либо же с данными учредительного документа и адреса регистрации (в случае, если это организация);
- данные о отчуждаемом имуществе и полная информация о нем;
- информация о кредиторе как о лице, которое будет получать отчисления (либо о ином лице, которое будет обозначено в соглашении);
- определенные и обозначенные обязательства и предмет ответственности лиц, указанных в соглашении, в том числе их права;
- иные моменты, оговоренные при составлении соглашения;
- подписи.
Какие нужны документы?
Пакет необходимых для составления соглашения бумаг находится в прямой зависимости от категории соглашения. Среди генеральных документов выделяются:
- План жилого имущества по этажам.
- Доверительный документ и документ, подтверждающий его личность в случае, если одна из сторон выступает от его имени.
- Жилищная бумага, номер лицевого счета, информация из книги дома.
- Документ, подтверждающий личность каждой из сторон.
- Паспорт на недвижимое имущество из кадастра, в котором содержится информация о стоимости.
- Непосредственно соглашение, составленное в трех экземплярах.
- Документ, подтверждающий отсутствие наличия заболеваний, угрожающих жизни.
- Документ, подтверждающий право на собственность недвижимого имущества.
- Документ, сообщающий о том, что обременения и задолженность отсутствуют.
- Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Когда документы заверены нотариально, то необходимо сообщить и оформить трансляцию права на собственность в соответствующие органы. Для этого нужны следующие бумаги:
- Соглашение в трех экземплярах.
- Документы, удостоверяющие личность каждой из сторон.
- Документ, подтверждающий право на собственность недвижимым имуществом.
- Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
- В случае необходимости – документы, удостоверяющие личность представителя.
Сколько стоит?
Недвижимое имущество переходит в собственность другому лицу взамен на установленную регулярную выплату, которая определяется сторонами во время оформления соглашения, либо же это происходит безвозмездно. Все эти взаимоотношения урегулированы гражданским кодексом Российской федерации.
Пошлина государству, которая взимается в процессе переоформления собственности, составляет две тысячи рублей. Для юридического лица объем государственной пошли иной и составляет 22 тысячи рублей.
Стоимость нотариального заверения необходимых документов составит половину процента от полной стоимости недвижимого имущества, но не более 20 тысяч рублей. Это также урегулировано гражданским кодексом Российской федерации.
Из прочих расходов можно выделить: нотариальное удостоверение – пять тысяч рублей, согласие супруга, нотариально заверенное – одна тысяча рублей, подготовка планировки недвижимого имущества – две тысячи рублей.
Могут также потребоваться дополнительные услуги о которых забывать не стоит. Это могут быть консультации различных специалистов.
Как и когда расторгается договор?
Есть несколько вариантов расторжения договора. Первый – когда согласны обе стороны договора ренты. Это самая легкая ситуация, которая может случиться в случае расторжения. Здесь потребуется оформление соглашения примерно по тому же плану, как и генеральное. Необходимо нотариально заверить соглашение, а также сообщить о расторжении в необходимый реестр.
Расторжение можно произвести при помощи судебного органа. Обычно к этому способу обращаются когда задолжник нарушает оговоренные обязанности. Кредитор может запросить возврат недвижимого имущества, ранее находившего у него в собственности, либо требовать расторжения соглашения и взыскания убытков, либо выкупить имущество.
Прежде, чем обратиться в судебные органы, нужно направить задолжнику требование о прекращении нарушения условий соглашения. Через 30 суток, если никакой реакции не последовало, можно направлять заявление в судебные органы.