Кто-то считает, что главное в дорожном движении для водителя — это рядность и дистанция. Но опытный водитель скажет, что есть еще один пункт, который должен всегда быть в голове — помеха справа!
ПДД РФ не самые простые в мире. Дорожные знаки в большинстве стран стандартизированы, но тяготеют к одной из систем: знаковой, текстовой, смешанной. В США много текстовой информации на дорожных знаках, в Европе часто даже на знаке «кирпич» пишут «do not enter». В России полагаются на память водителей и используют знаковую систему, как стандартизированный графический рисунок, а текстовую информацию на дороге редко применяют, так как это отвлекает водителя.
И есть в ПДД РФ одна категория знаков, которые не являются обязательными для всех водителей. Это знаки, которые висят над полосами движения и устанавливают разрешенное направление движения в каждой полосе. Это те самые знаки с белой стрелкой на синем фоне, указывающие направление движения по полосам (или по полосе) — группа знаков особых предписаний 5.15.1-2.
Допустим, водитель движется по второй (средней) полосе, знак указывает направление прямо и направо. Двусмысленности нет никакой. Но во время поворота происходит ДТП с общественным транспортом, который двигался по последней (правой) полосе.
На первый взгляд, виновен водитель общественного транспорта, так как двигался прямо по полосе, над которой висел знак «движение направо».
Но инспектор ГИБДД укажет, что те самые знаки направлением движения по полосам (5.15.1-2) не распространяются на общественный транспорт, т.е. на транспортные средства с маршрутным движением. Водители автобусов, троллейбусов, маршрутных такси могут эти знаки игнорировать, придерживаясь движения по своей полосе.
Общественный транспорт, попавший в ДТП в описанном случае, не нарушал ПДД. Водитель, намеревавшийся совершить маневр, кажется, тоже. На ком вина?
На том, кто совершал маневр. Налицо прямое нарушение пункта 8.9 ПДД, в котором говорится про случай пересечения траекторий движения без отдельного указания на очередность. Тот, кто видит «помеху справа», тот и уступает.
Принципиальный инспектор ГИБДД вменит нерадивому водителю еще одно нарушение — пункта 8.1. Там говорится о выполнении безопасного маневра без помехи другим участникам дорожного движения.
Ситуация подтверждает дорожную истину в России — опытный водитель наперерез судьбе не ездит.