Говорить о том, что надо грамотно планировать перспективу продаж, поздно – ликвидация остатков уже стоит острым вопросом. Ну, а раз уж они образовались на ваших складах, в кратчайшие сроки необходимо реализовать неликвид.
Нередко возникает вопрос, почему необходимо так срочно реагировать? Пускай лежит товар на складе – есть-то он не просит. Но, с другой стороны, вы вложили средства в товар, планируя получить определенную прибыль, но где-то слегка ошиблись, и продажи не пошли.
Как долго именно ваш товар может храниться на складе, не теряя товарного вида, не просрочив срок годности или не потеряв своей технической актуальности? Кроме того, хранение неликвидов — это еще и значительные материальные затраты. Во-первых, неактуальный товар занимает складские площади. Во-вторых, во время инвентаризации значительно увеличивает количество необходимых человеко-часов. В-третьих, энергоресурсы, даже если ваш товар не требует определенной температуры (хранения в холодильнике), все равно вы тратите как минимум свет там, где лежит неликвид, а мог бы быть актуальный товар.
Все мы понимаем, что долговременное хранение товара повышает его стоимость в виду затрат, однако ценность остатков уменьшает – редко встречаются товары, которые спустя годы хранения можно продать выгоднее, чем несколько лет назад.
Так какие же варианты есть для продажи неликвидов?
Конечно, все достаточно субъективно и зависит от вашего бизнеса, но есть несколько стандартных приемов.
Первый вариант – возврат, если вы не производитель. Больше всего он подойдет дистрибьюторам, чей покупатель не является конечным потребителем. Практически всегда в подобной ситуации компания-производитель может выгодно распродать товар, который для дистрибьютора был неликвидом.
Дисконт – второй вариант. Однако этот способ тоже ограничивается ассортиментом. Он действенен в случае, если залежались продукты питания или товары массового потребления. К сожалению, например, для технических товаров узкого назначения он не подойдет.
Скидки схожи с еще одним способом: продажа сопутствующих товаров. Все мы не раз видели в магазине ополаскиватель для белья примотанный к стиральному порошку. Конечно не всегда сопутствующие товары так очевидны, но немного поразмыслив любой товар можно сделать сопутствующим.
В случае, когда ваши товары продаются наборами, попробуйте провести раскомплектовку, либо продавать товар не упаковками, а единицами. Конечно, это нередко осложняет жизнь крупным оптовым продавцам, но все же лучше, чем хранить складские неликвиды.
Зачастую, чтобы простимулировать менеджеров стоит назначить премию за ликвидацию остатков.
Для определенных видов организаций подойдут даже стихийные рынки, разборки или даже пункты приема металлолома.
Поинтересуйтесь у своих поставщиков и партнеров, возможно с кем-то из них вам удастся обменять ваши неликвиды на необходимы товар – бартер еще никто не отменял.
Если у вас образовалась просроченная кредиторская задолженность, вполне реально рассчитаться с ней по средствам ваших складских остатков.