Школьники по всей стране, единовременно сядут писать сочинение по литературе, выступающее своеобразным допуском к более глобальному этапу – ЕГЭ. Многие ребята заранее настраиваются на сложности, боятся не справиться с заданиями. Однако, статистика готова их успокоить. Ведь по официальным данным не справляются с критериями лишь 1-2%.
Дата проведения и формат
Традиционно итоговое сочинение проводят в первую среду декабря. В 2020 году все учащиеся 11 классов пройдут испытание 02.12.20.
В феврале и мае 2021 года будут предоставлены дополнительные попытки для тех, кто по какой-либо причине не сможет присутствовать на декабрьском сочинении или не получил допуск к ЕГЭ с первого раза.
Что важно знать?
- все 11-классники России пишут сочинение в один день;
- испытание проходит на базе родной школы;
- экзаменуемым на выбор будут предложены 5 тем (по 1 теме на каждое направление);
- отведенное время – 235 минут (3 часа 55 мин.), но определенному кругу учащихся могут быть предоставлены дополнительные 90 минут;
- экзаменуемому необходимо написать сочинение-рассуждение, объемом от 350 слов;
- сочинение оценивается по системе «зачет / незачет»;
- использование текстов литературных произведений запрещено;
- разрешено использование орфографического словаря (предоставляется организаторами);
- списывание всего текста или его частей из каких-либо источников недопустимо;
- качественное сочинение может добавить от 1 до 10 баллов к результату ЕГЭ по русскому языку (действует не во всех ВУЗах России).
Как видите, прорабатывая заранее аргументы к предложенным ФИПИ направлениям итогового сочинения, и нацеливаясь не просто на «зачет» а на максимально качественную работу, вы получаете больше возможностей для поступления на бюджет в 2021 году.
Критерии оценивания
Опытные педагоги рекомендуют начать подготовку ознакомиться с критериями оценивания, ведь именно согласно этим пунктам и необходимо будет писать сочинение-рассуждение.
В 2021 году ФИПИ установил такие критерии оценивнаия:
№ | Критерий | Пояснение |
1 | Соответствие теме | Если текст не по теме, по К1 ставят «незачет» и сочинение дальше не проверяют. |
2 | Аргументация | Экзаменуемый может привлекать для аргументации любые литературные произведения, а также приводить исторические факты и личный опыт. Минимум 1 аргумент должен быть с опорой на литературное произведение. |
3 | Композиция и логичность рассуждения | Оценивают наличие логической цепочки между тезисом, основной частью и заключением. |
4 | Качество письменной речи | Оценивают речевое оформление, употребление терминов, разнообразие лексики и сложность конструкций. |
5 | Грамотность | По критерию выставят «незачет», если на каждые 100 слов текста в среднем будет приходиться более 5 ошибок (учитываются грамматика, орфография и пунктуация). |
Для того чтобы за работу 11-классник получил желаемый «зачет» необходимо, сочинение должно отвечать таким основным требованиям:
- объем более 250 слов;
- соответствие заданной теме;
- наличие аргументации с привлечением литературного материала.
Таким образом, документ дает исчерпывающий ответ на вопрос, нужны ли в итоговом сочинении ЕГЭ 2021 литературные аргументы. Да, сам экзамен носит метапредметный характер и не является исключительно проверкой знаний по литературе, но опора на произведения отечественных или зарубежных авторов является обязательным условием.
Направления и темы сочинения в 2020-2021 году
При всей подготовленности, указать точную тематику работы по аттестации 2020-2021 пока невозможно. Но примерные направления предположить возможно. Для этой цели предлагается воспользоваться информацией по итоговым сочинениям прошлых лет. Наиболее вероятной темой может стать «Мечты и реальность». Ведь учащимся 11 классов, довольно трудно охарактеризовать два этих противоположных понятия. Тесно связанные, и в то же время удаленные, две категории требуют крепко задуматься, многое осмыслить. Рассуждая, ребята проводят осмысление смысла жизни, раздумывают о зарождении мечтаний, сравнивают их с реальными атрибутами.
В экзамене по литературе 2020-2021 на эту тему найдётся немало известных книжных персонажей, и все они доступны для использования в работе. Многие герои книг воодушевляются благородными грезами, но кто-то вообще не имеет высоких целей, и следует низменным желаниям.
Также важные рассуждения в итоговом сочинении возможны в сфере «Жестокость и добро». Что заложено в нравственные отношения между людьми, если не гуманизм? Кто-то руководствуется добрыми намерениями, умеет ценить жизнь, беречь чужие ценности. Но есть и те, для кого важно и приятно доводить окружающих до стресса, причинять им боль, заставлять страдать. Обозначенные категории являются «вечными», отражены они во многих драматических произведениях. Как примеры: «Преступление и наказание», «Собачье сердце», «Архипелаг ГУЛАГ», «Война и мир», «Бедная Лиза», «Чучело», «Не стреляйте белых лебедей»…
Очень часто темами для итоговых работ становятся аспекты добра и благородства, любви, взаимоотношений, семейных ценностей. За основу можно взять такие литературные произведения, как «Мастер и Маргарита», «Бедная Лиза», «Ася», «Первая любовь», «Анна Каренина», рассказы Чехова «Он и она», «О любви»…
Сочинение по литературе в 2020-2021 годах могут попросить написать в рамках рассуждения о понятиях великодушия и мести. Для человеческой натуры свойственно делать выбор между ними, переходить на сторону добра, или служить злу. Писатели, наблюдающие за людьми в разных ситуациях, отмечают склонность некоторых личностей к агрессии, а других – к миролюбию.
Все эти темы вечны, и красной нитью проходят через подавляющее число литературных произведений. Хорошо, если книга действительно нравится, тогда и написать по ней сочинение будет не в тягость. Не обязательно брать за основу школьную программу. Темы добра и зла, благородства и верности можно найти и в «Гарри Поттере» и в «Повелителе мух» и в «Зелёной миле».
Как показывает опыт прошлых лет, во всех регионах основным произведением для формирования тем выступает «Война и мир». Учеников просят изложить свои суждения по поводу мыслей и высказываний различных персонажей и автора книги. Например: «Согласны ли Вы с Болконским, когда он говорит: «…надо…чтобы не для меня одного шла моя жизнь», «Как Вы понимаете убеждения Толстого о том, что любой человек самостоятельно должен проходить путь духовных изысканий», «Единение народа- это путь к тому, чтобы одержать победу в любой войне — как показывает это Толстой в своём произведении».
«Преступление и наказание»
Раскольников остро не принимает окружающую действительность и убежден, что среди обычных людей — «тварей дрожащих» — есть немногочисленные люди, которые «право имеют» на преступление ради великих целей, общечеловеческого совершенствования. Чтобы проверить, относится ли он к последним, Родион совершает убийство.
Мечты о самоутверждении отрывают его от голоса собственного сердца, которое наполнено добротой и состраданием, способно глубоко переживать всякую несправедливость и неправедность, в том числе совершенную собственными руками.
Возможные формулировки темы:
- Всякая ли мечта достойна воплощения?
- Каковы последствия реализации недостойных, порочных или античеловечных мечтаний?
«Война и мир»
Андрей Болконский после измены Наташи одержим местью. Он ищет встречи с Курагиным, чтобы сразиться с ним в честной дуэли или поразить его на поле боя. Однако судьба распоряжается иначе, и они оказываются на соседних койках в полевом госпитале. Перед лицом смерти и страданий соперника князь Андрей ощущает в себе способность к прощению и любовь к прежде ненавистному человеку.
Возможные формулировки темы:
- Что может заставить решиться на месть благородного человека?
- Какие условия могут сделать месть ненужной?
- Каковы нравственные истоки прощения и великодушия?
Правильная аргументация
Помните, что при написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь упомянув название и автора. Выбирая аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ-2021, необходимо сделать 3 основных заготовки для использования на экзамене:
- автор и название произведения;
- описание, событие, действие героев, подтверждающие или опровергающие вашу позицию;
- мини-вывод.
Если вам сложно самостоятельно подобрать аргументы к итоговому сочинению, или вы начали готовиться к экзаменам только в начале 2020-2021 учебного года, возьмите на вооружение такие советы репетиторов:
- используйте банк аргументов, который можно без труда найти в сети;
- ознакомьтесь с «универсальными» произведениями, в которых можно найти много примеров по разнообразным направлениям;
- заучите клише, которые также можно применить при составлении сочинения-рассуждения на разные темы.
Важно! Никогда не используйте аргументы из открытого банка в прямом виде, так как при проверке на плагиат ваше сочинение может получить «незачет». Используйте их как подсказку, но ведите рассуждение и делайте выводы своими словами.
Клише
Оптимальный вариант для тех, кто планирует начать подготовку еще до того, как будут известны направления итогового сочинения сезона 2020-2021 учебного года – это разбор направлений прошлых периодов, ознакомление с тем, как подбирали аргументы к примерам опытные педагоги, на какие произведения они ссылались и какие клише использовали в текстах.
Клише – это готовые фразы-кирпичики, которые можно вплетать в текст, получая в результате целостное сочинение с правильной логикой и структурой.
Клише для вступления:
Далее следует фраза, объединяющая вступление с основной частью.
- Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
- В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
В основной части можно использовать такие клише:
Мини-вывод должен присутствовать после каждой аргументации, а начать его можно со слов:
- Автор считает, что…
- Поэт думает, что…
Подготовка к итоговому сочинению (11 класс)
Подготовительный этап перед важным испытанием обладает своими особенностями, у него есть определенный регламент, правила и требования. Для получения допуска к написанию сочинения в 2020-2021 учебном году по литературе, выпускник должен написать соответствующее заявление. Оформить заявку обязан каждый ученик выпускного 11 класса, желающий пройти данную форму аттестации. Подавать бумаги надлежит заранее, не позже, чем за две недели до дня экзамена.
В российских учебных заведениях итоговое сочинение назначают на первую среду декабря 2020 и первые среды февраля и мая 2021 года. Это будут даты: 2 декабря 2020, 3 февраля 2021 и 5 мая 2021.
Соответственно, документы следует подать до дат: 18 ноября 2020, 20 января и 21 апреля 2021.
Вторая важная особенность экзаменационного процесса – продолжительность. Сколько времени ученикам 11 класса даётся для написания итогового сочинения? Стандартные рамки ограничены цифрой 3 часа 55 минут. Но эти показатели справедливы для детей, наделенных полноценными возможностями психики и физического здоровья. Те ребята, которые имеют медицинские справки, могут получить при написании итогового изложения по литературе дополнительные 90 минут.
Для написания сочинения каждому участнику будут выдаваться индивидуальные комплекты, сформированные из черновиков, чистовиков и бланков регистрации. Правила разрешают неограниченное пользование словарями, орфографическими и толковыми. Вот только учебные пособия выдаются на месте, приносить их с собой не нужно.
Среди безусловных стоп-предметов находятся коммуникационные устройства (смартфоны, телефоны, планшеты), аппаратура для воспроизведения видео, фото и аудио. Личные словари, черновые заметки и другие материалы приведут к удалению из класса. Не нужно надеяться на незаметное пользование запрещенными предметами.
Подробнее о том, как правильно декабрьское сочинение для доступа к ЕГЭ-2021, как подобрать аргументы к темам и какие произведения стоит проработать в первую очередь, смотрите в видео уроках: