До недавнего времени было два обязательных экзамена – это математика, русский язык. Отныне ситуация меняется, и многих волнует – будет ли английский обязательным в ОГЭ в 2020 году, и насколько сложным экзаменационное испытание будет для учеников? Ранее, контрольное измерение проходили 6 предметов. Иностранным языкам, в частности, английскому, внимание уделялось минимальное, сами же ученики инициативу к сдаче проявляли слабо, особенно в регионах.
В нашей стране, экзамен по иностранным языкам считается одним из самых сложных. Ничего удивительного в этом нет, так как само преподавание предмета имеет невысокий уровень. Более того, во многих сельских школах его просто нет, поскольку нет учителей иностранных языков. Если же этот предмет и преподаётся в сельской школе, то очень часто уровень знаний самого учителя оставляет желать лучшего.
Причины плохого знания английского языка
- Исторические;
- Политические;
- Устоявшийся менталитет.
Инертность в изучении иностранных языков в нашей стране объяснима исторически сложившимися обстоятельствами. Возможность попасть в другую страну появилась на Руси только благодаря Петру I, да и то лишь считанные единицы могли себе это позволить. Но потом только дворянское сословие выезжало в Европу, и обязательным считалось знание французского.
Во времена СССР политика холодной войны и «железного занавеса» не позволяла рядовому населению даже помыслить о жизни в дальнем зарубежье. Немногие счастливцы могли съездить по туристической путёвке в Чехословакию или в страны Прибалтики. Таким образом население нашей страны не нуждалось в подобных знаниях.
Да и зачем, если даже за валюту можно было получить немалый срок. И выезд за границу многими даже не рассматривался. Сейчас совершенно другие реалии, и наши дети просто обязаны понимать язык международного общения, и уметь им пользоваться.
В 2016 году Рособрнадзор провёл мониторинг уровня образования в средних классах. Особое внимание уделялось иностранным языкам и истории. Традиционно выявились «проблемные» предметы, и к лучшему уровень знаний не изменился.
Стало понятно, что рассчитывать на самостоятельное повышение интереса у учащихся к этим предметам не приходится. Ситуация требует кардинальных действий, поэтому обязательных предметов на ЕГЭ стало три. В их число вошёл экзамен по истории. С 2017 года на общую аттестационную оценку влияют как обязательные, так и индивидуальные экзамены.
Меры, принятые по исправлению ситуации
Английский войдёт в число обязательных экзаменов. Решение существует, оно принято и проводится в жизнь. Весной 2020 года в Российской Федерации ученики будут сдавать ОГЭ, и английский введён в число обязательных. По мнению специалистов ФИПИ, времени для осуществления подготовки к удовлетворительной сдаче КИМов вполне достаточно, если принимать меры уже сейчас.
По теории, выучить программу самостоятельно, или повысить уровень знаний на курсах возможно, чтобы быть готовым к решению задач в КИМах. Вариантов подготовки и повышения уровня знаний множество, и в этом случае каждая семья ищет решение индивидуально. Возможно, ребёнку достаточно прилежно учить программу учебника, а кому-то помогут репетиторы.
Как показывает практика, ребёнок способен подготовиться по любому предмету, но для этого нужны желание и прилежание. Тем, кто будет сдавать ОГЭ в 2020 году, придётся труднее всех – они будут «пионерами» в сдаче экзамена по английскому языку. Вскоре этим же ребятам надо будет сдавать ЕГЭ. К тому времени английский и там станет обязательным.
Основные вопросы, волнующие учеников и их родителей
Из всех возникающих вопросов, касающихся ОГЭ, выделяются два – они волнуют преподавателей и родителей больше всего:
- Существует ли надежда на отмену английского как обязательного к сдаче предмета?
- Каким образом подготовить ребёнка к сдаче английского за оставшееся время?
На первый вопрос существует чёткий и конкретный ответ. Обязательный экзамен по английскому останется, и никто его уже не отменит. Решение приняло силу закона. Поэтому взрослым и детям надо исходить из этого положения вещей. Уже разработана программа, принято решение: для каких классов и с какого именно года будет проходить экзамен.
Пока нет чёткого решения, будет ли разделение на основной и углублённый уровни, значит надо исходить из расчёта на больший объём задач. Готовиться к ОГЭ следует уже сейчас, и начать нужно с главного: на сайте ФИПИ каждый желающий может посмотреть Открытый банк заданий, где есть все нужные упражнения. Это разговорный языковой материал, письменные задания, аудирование. Там же каждый желающий найдёт дополнительные задания.
Они помогут натренироваться в чтении и правильном произношении. Все эти задания входят в КИМы, и есть вероятность, что ребёнок встретит их на экзамене. Но даже если и не попадутся эти, то аналогичные задания будут обязательно. А ученик к тому времени уже обязан уметь пользоваться аналогией.
Залог успешной сдачи экзамена – самостоятельное изучение предмета
Из чего состоит КИМ тоже уже известно, и это даёт дополнительную возможность успешной подготовки. В выполнение письменной части важна тренировка в грамматике. Как это сделать, говорилось выше. В получении знаний ограничений не существует.
Поскольку ранее была возможность уклониться от проверки качества подготовки по иностранному языку, то существовала оговорка, что не каждый имеет способность к таким предметам. Теперь это никому не поможет, следует начинать полноценную подготовку.
Родителям, учителям и ученикам важно понимать, что в общеобразовательной школе на изучение иностранного языка выделено всего три часа в неделю. В отличие от школы, лицеи и гимназии уделяют этому до 11 часов. Существенная разница, не правда ли? Поэтому качество подготовки во многом зависит от желания будущих выпускников.
Как считают учёные из ФИПИ, международный язык помогает ориентироваться в современной жизни. Подобные знания дают уверенность во многих ситуациях. Собственно, английский уже повсюду. Он окружает нас во всех областях жизни, стоит только внимательно приглядеться. Более того, языковые познания раздвигают границы и позволяют свободно передвигаться по всему земному шару.
Когда же впервые прозвучали заявления о введении обязательного ОГЭ по иностранному языку?
И кто из высокопоставленных чиновников комментировал это публично? Это очень важные вопросы. Ищем информацию в интернете по запросу «обязательный ОГЭ по иностранному языку» и находим следующие цитаты в определенной хронологической последовательности.
16 марта 2016 года на расширенном заседании коллегии Минобрнауки РФ глава Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил следующее:
«В сентябре этого года будет проведено исследование качества образования по иностранным языкам учащихся пятых-восьмых классов. Данное исследование будет проведено в преддверии введения обязательного экзамена по иностранному языку после девятого класса с 2020 года и обязательного ЕГЭ по иностранному языку с 2022 года».
1 апреля 2017 года была проведена апробация ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»). Никакой подробной информации о результатах апробации мы не нашли, зато нашли заявление министра образования Ольги Васильевой, которое она сделала 5 сентября 2017 года на Восточном экономическом форуме:
«Я с ужасом думаю про 2020 год, который уже не за горами, как у нас девятые классы придут к сдаче английского. Будем смотреть».
Мы промониторили сайты Рообрнадзора и Министерства просвещения на предмет обнаружения какой-то свежей информации по этой теме. Новый сайт Министерства просвещения пока в стадии наполнения новым контентом, и там нам не удалось найти что-то по интересующей нас теме. А вот на сайте Рособрнадзора найти несколько свежий статей на тему обновления содержания экзаменационных заданий для выпускников 9 классов удалось, но никакой информации, однозначно подтверждающей факт 100-процентного введения обязательного ОГЭ по иностранному языку в них тоже нет.
Вот, например, новость от пресс-службы Рособрнадзора на их официальном сайте о планах на 2020 год под названием «ФИПИ рассказал, какими будут задания для выпускников 9 классов в 2020 году» от 24 октября 2018 года.
Здесь мы читаем, что сотрудники ФИПИ активно обновляют экзаменационные модели ОГЭ, но на их сайте выложены пока КИМы по 7 предметам, среди которых нет иностранных языков. В публикации сказано:
«В следующем году будут опубликованы новые экзаменационные модели ОГЭ по русскому языку, математике, иностранным языкам и литературе. Далее планируется приступить к формированию новых экзаменационных моделей для единого государственного экзамена».
И всё. Никакой конкретики по интересующему нас вопросу как не было, так и нет. Это вовсе не означает, что анонсированный экзамен не состоится в 2020 году. Просто становится очевидным, что, объявив о новом обязательном экзамене, чиновники не торопятся делать дальнейшие практические шаги, чтобы рассказать о подробностях этого нововведения. Самое главное, что до сих пор нет демоверсии нового экзамена, а ведь он должен случиться уже в следующем учебном году.
Напомним, что ранее похожая ситуация произошла с заявленным обязательным ЕГЭ по истории. Ольгой Васильевой было анонсировано введение этого экзамена в качестве обязательного уже в 2020 году, но потом, видимо, сроки решили передвинуть. Официально об этом никто внятно не сказал, просто «замяли» тему.
На Прямой линии с Президентом 7 июня 2018 года министр просвещения Ольга Васильева окончательно закрыла вопрос с введением обязательного ЕГЭ по иностранным языкам для выпускников 11 классов, но ни слова не сказала про ОГЭ в 9 классах. Кстати, именно этом ответе она вскользь упомянула, что вопрос введения обязательного ЕГЭ по истории пока обсуждается в ведомстве. Что ж, выводы делайте сами, но к экзамену по иностранному языку в любом случае советуем начать готовиться уже сейчас.
В итоге…
Будет ли английский язык обязательным в ОГЭ в 2020 году? Да, конечно. И это не блажь и произвол чиновников. Это взвешенное, продуманное и чётко выверенное решение. Таково требование современного мира.
Вполне объяснимо желание министерства науки и образования – поднять уровень подготовки детей. Наша страна велика и огромна. Она играет не последнюю роль в мировой политике, а значит, образование граждан Российской Федерации должно соответствовать мировым стандартам.