Очень часто предприниматели становятся жертвами произвола местных чиновников. Отсутствие достаточных знаний по юриспруденции не позволяет им защитить предоставленные законом права в полной мере, а услуги адвоката могут оплатить лишь немногие. Об этом подробнее читайте на сайте юридической компании ww.interexpertiza.ru.
Привлекли к ответственности необоснованно?
Налогоплательщик, посчитавший решение инспектора незаконным, вправе обратиться в вышестоящий орган, а затем в суд. Большая часть споров может быть урегулирована до привлечения служителей Фемиды. Предпринимателю предоставлено право на изложение всех доводов в письменном виде и направления документа в вышестоящий налоговый орган. На сегодняшний день законодателем рассматривается законопроект о введении обязанности по досудебному урегулированию споров также для обычных граждан.
Территориальные инспекции контролируются областными или краевыми управлениями, сотрудники которых уполномочены отменять незаконные решения. Рассмотрение обращений ограничивается сроком в один месяц, а ответ должен быть направлен налогоплательщику с подробным объяснением причин (отказа или отмены акта). Течение срока исковой давности начинается с момента получения бизнесменом письменного ответа. С освоением электронных почтовых систем подтверждение даты получения отправления осуществляется не только квитанциями о вручении, конвертами, но и данными виртуальных систем.
Как оформить жалобу?
Жалоба на действия или решения налоговых органов составляется в письменной форме при помощи современных печатающих устройств. Юридические лица в обязательном порядке проставляют на документе печать, а предприниматели указывают регистрационные и учетные данные.
Прилагать к обращению обжалуемый акт не требуется. Однако бизнесмен вправе представить на рассмотрение новые доказательства, документы. В число приложений не должны входить бумаги, которые сотрудники управления могут затребовать в территориальной инспекции. С целью сокращения длительности процедуры предприниматель может представить копии документов, отражающих данные государственных баз и реестров.
Жалоба должна быть составлена с учетом требований к содержанию (обязательные реквизиты). Требования формулируются в официально-деловом стиле, они не могут включать угрозы. Наличие в тексте обращения нецензурных выражений является основанием для возврата и отказа в рассмотрении.
Подать жалобу налогоплательщик может через инспекцию, в которой он зарегистрирован, либо почтой. Для лиц, заключивших соглашение об электронном обороте и располагающих ЭЦП, предусматривается возможность подачи документов через Интернет.
Судебное урегулирование конфликта
Обращение в суд всегда сопряжено с определенными издержками, значительной тратой времени и сил. Предпринимателю для подачи жалобы потребуется определить подсудность и подведомственность.
Споры между коммерческими субъектами и налоговыми органами рассматривают арбитражные суды. Иск или заявление (в зависимости от характера требования) подаются по месту нахождения ответчика после внесения в бюджет государственной пошлины.
Получив документы, судья рассматривает их и принимает решение о возбуждении производства по делу. Председательствующий назначает дату предварительного заседания, на котором определяется круг доказывания, принимает или отклоняет ходатайства. На указанном этапе налогоплательщик может обратиться к суду с просьбой об оказании содействия в истребовании бумаг, получении доказательств, привлечении третьих лиц. Все постановления и определения могут быть обжалованы сторонами.
На судебном заседании спор рассматривается по существу. Председательствующий (а при решении дела в коллегиальном составе – члены суда) выслушивает доводы каждого участника, приглашает и опрашивает свидетелей, изучает иные доказательства, оценивая их на предмет обоснованности, достоверности и достаточности. В завершении заседания проводятся прения, на которых участники могут подвести итог, определить позицию по делу.
Решение выносится в день рассмотрения дела. Мотивировку суд вправе представить сторонам по истечении 5 суток с момента объявления решения по делу. Участник, считающий исход дела несправедливым вправе обратиться в апелляционную, а затем в кассационную инстанцию. Кроме того, дело может быть рассмотрено в надзоре.
Таким образом, отстоять свою точку зрения может любой предприниматель. Как показывает практика, более 40% всех решений и актов налоговых органов отменяются в том или ином порядке.