26 октября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Начало индикта – церковное новолетие
14 сентября ежегодно Православная Церковь отмечает начало нового года. Именно с этого дня отсчитываются даты и праздники в церковном календаре. Таким образом получается, что первым важным торжеством становится Рождество Богородицы, а завершает год — Успение Божией Матери.
Новый год каждый день?
Что такое Новый год — никому не нужно объяснять. Сегодня мы знаем (и многие даже празднуют) немало новогодних дат, относящихся к разным культурам — от еврейской до китайской и индийской. Для православного человека это не более, чем светские торжества, значение которых несравнимо с церковными памятными датами.
До конца XV века началом нового года на Руси считали 20 марта. Затем эта дата была совмещена с церковной — на протяжении двух веков новолетие отмечалось 1 сентября. Традиция государственного празднования Нового года 1 января в России была введена Петром I в 1700 году. Напомним, что тогда в Российской империи действовал юлианский календарь.
В XX веке в России был введен григорианский календарь: исчисление дат, по которому сегодня живет наше государство, и то, что в церковном календаре мы называем «новым стилем». Он более точен, чем юлианский. Учитывая все накопившиеся ошибки, разница между ними составляет на сегодня 14 дней (начиная с 2100 года, григорианский календарь будет опережать юлианский уже на 15 дней!). Русская Православная Церковь не приняла новое исчисление времени. Постепенно сложилась практика использовать две даты в календарях — новый и старый стили. Это помогает прихожанам не путаться и точно ориентироваться в праздниках и постах. Именно поэтому мы сегодня празднуем церковное новолетие 14 сентября.
Индикт
Разобравшись с этим, следует понять, что такое индикт. Скажем сразу, что для современного летосчисления это понятие совершенно утратило практический смысл.
В Римской империи каждые 15 лет осуществлялся пересмотр имущества и устанавливалась сумма налога для каждого домовладения (такая процедура называлась «индикцией»). Этот 15-летний цикл назывался индиктионом. Индиктионы не нумеровались (то есть, не было первого, второго или сто сорок пятого индиктиона). Но годы внутри цикла получали порядковый номер. Именно эта нумерация лет внутри индиктиона и называется индиктом, например: 1-й, 3-й или 15-й год индикта. Для населения Римской империи такая дополнительная нумерация лет была важна, так как указывала на сроки приближения очередной налоговой переоценки имущества.
Но для нас счет лет индиктами — лишь воспоминание о традиции.
Симеон-летопроводец
14 сентября православный мир почитает память преподобного Симеона Столпника — христианского святого, аскета, известного самоотверженным служением Богу и человечеству. В народе этот день больше известен под названиями «Семен Летопроводец» или «Семенов день». По старому стилю он праздновался 1 сентября и знаменовал собой не только начало осени, но и наступление нового года, а потому повлек за собой множество обрядов и примет. Многие традиции сохранились до нашего времени.
Аскетический подвиг Симеона Столпника
Начало аскетической жизни святого относится ко времени его юношества. Симеон, которому на тот момент не было и 18 лет, всеми силами души воспринял проповедь старца, разъяснившего ему смысл заповедей Иисуса Христа. В этот момент юноша принял решение удалиться в пустынное место и посвятить себя служению Богу.
Во имя духовного спасения Симеон претерпевал тяжелейшие физические лишения. Почти полвека святой провел в келье, расположенной на четырехметровом столпе, соблюдая строгий пост и беспрестанно вознося молитвы. По этому христианскому подвигу Симеон и получил прозвание «Столпник». Согласно жизнеописанию святого, за усердное служение Бог вознаградил его способностью избавлять людей от моральных и телесных недугов, а также предвидеть грядущие события.
Традиции празднования Семенова дня
Благодаря тому, что день памяти святого приходился на начало нового года, в народе Симеон получил прозвание «Летопроводец». У славян преподобный Симеон — русифицированное «Семён» — считался одним из самых почитаемых святых, ведь день его памяти завершал один жизненный цикл и открывал новый.
Начало нового года считалось благоприятным временем для переезда в новый дом. Туда накануне Семёнова дня запускались животные: по старому поверью, они изгоняли нечистую силу. Во время переезда наши предки обязательно приносили из старого дома чугунок — вместе с ним в новое жилище переезжал домовой, хранитель домашнего очага. В Семенов день хозяин обязательно обходил весь дом с иконами.
В семейных гнездах вечером накануне 1 сентября тушили огонь — горели только лампады. Едва начинало светать, в печи разували «новый огонь» — он символизировал начало следующего годичного цикла, привлекал в дом счастье и достаток. Считалось, что работа при таком освещении притягивает богатство.
Мучениц 40 дев постниц и священномученика Аммуна Ираклийского, диакона, учителя их
Эти святые девы жили в IV в. и происходили из города Адрианополя во Фракии. Под водительством диакона Аммуна они следовали за Христом по пути подвижничества и девства к Царству Небесному. Девы исповедали Христа первый раз перед Вавдом, правителем города. Затем, когда их освободили, они собрались в доме Келсины, принадлежавшей к одной из самых знатных семей города. Аммун, их духовный отец, назвав каждую по имени, сказал: «Будьте мужественны в борьбе, чтобы Христос, восседая у врат Царства Небесного, так же приветствовал вас каждую по имени и призвал насладиться жизнью вечной».
Вновь представ перед правителем, девы отказались принести жертвы ложным богам и молитвами сокрушили идолов. Тогда Вавд приказал подвергнуть их жестоким мучениям. Но девы продолжали молиться и были словно чужды собственным телам.
При пытках присутствовал языческий жрец. Вдруг Божественный гнев поднял его в воздух, и он висел над землей несколько часов, а затем рухнул вниз и испустил дух. После этого палачи повесили на дыбу св. Аммуна, сняли ему кожу с боков, потом надели на голову раскаленный железный шлем. Однако святой остался невредимым.
Тогда его вместе с духовными чадами отправили в Верею, а затем в Гераклею, чтобы они предстали перед императором Лицинием (ок. 321–323). По дороге святым явился Господь и воодушевил их на духовные подвиги. Прибыв в Гераклею, они пришли на место мученичества св. Гликерии. Глубокой ночью во время молитвы святая явилась им, сказав, что давно ожидала их, и призвала присоединиться к хору Ангелов и святых.