День памяти мученицы Аграфены по новому стилю отмечают 6 июля 2020 года, а также следуют славянским традициям и обрядам, которые следует выполнять в праздничный день. Причем в этот день смешались христианские уставы и языческие верования, что послужило началом для собственных славянских обычаев, которых народ придерживается до сих пор.
Учреждение дня памяти мученицы Агриппины 6 июля
На самом деле в календаре церковных дат праздник проходит под названием дня памяти мученицы Агриппины. В народе же имя святой в некоторых регионах произносилось как Аграфена, но, по сути, речь шла об одном и том же человеке. Другое дело — что мученице на Руси дали приписку Купальница. Это типично славянская привычка, которая распространялась на многих святых.
Прозвище Купальница появилось из-за того, что следом за праздником в честь нее отмечалось одно из самых любимых летних торжеств славян – Ивана Купала.
В христианстве Агриппина является почитаемой мученицей, которая родилась в Риме. Несмотря на то, что в те времена светское общество едва ли не навязывало молодым девушкам в обязательном порядке выходить замуж, она не захотела этого делать, отдав свое сердце Господу. Девушка отличалась настоящей преданностью Богу, оставаясь верной ему до последнего вздоха. Даже при ее земной жизни миряне восхищались смелостью и целомудрием барышни.
Во времена существования Агриппины устраивались гонения на приверженцев христианства. Императорская стража не щадила никого, отлавливая «нарушителей правопорядка». Однажды к ним в руки попала и святая, которая не стала отказываться от Слова Божьего даже после того, как ей стали угрожать пытками и казнью. После многочисленных истязаний она скончалась, но даже после преставления мученица творила чудеса, ведь ее мощи помогали исцеляться нуждающимся.
Обряды на праздник Аграфены Купальницы
Славяне придавали особенное значение дню Аграфены Купальницы, ведь следом за ним шло празднование Ивана Купалы. Из-за того что некоторые особенно нетерпеливые селяне принимались резвиться в воде накануне основного торжества, памятный день святой Агриппины и получил такую приписку.
Самый главный обряд касался правильного очищения тела, что включало обязательный утренний поход в баню.
Древние верили, что если успеть попариться в праздник, то можно не только восстановить пошатнувшееся здоровье, но и укрепить организм для будущих свершений. С помощью такой нехитрой манипуляции люди старались защитить себя от возможных напастей и различных недугов. Вечером молодежь и люди постарше отправлялись к природным водоемам.
Ходить купаться в пруду или озере предписывалось хотя бы небольшими группами, чтобы в случае опасности, когда кто-то из компании начнет тонуть, всегда можно было прийти на помощь. Сама процедура купания в реке предусматривала возможность зарядиться живительной энергией. Считалось, что именно в этот день вся природная вода обретает особенную силу, заряжаясь от солнечных лучей.
Традиции в день до празднования Ивана Купалы
Одним из самых главных обрядовых блюд считалась особенная каша, которую в некоторых областях называли обетной. Ее особенность заключалась в том, что варили не целые зерна ячменя, а предварительно растолченные. Другие традиции этого дня предписывали:
- накрывать столы всем селом для общего гуляния;
- заготавливать банные веники;
- собирать по заре целительные травы.
Тем, кто умудрялся успеть собрать полную корзинку полезных растений, обычно очень везло, так как такие травы обладали удивительной целительной силой.
Крестьяне, которые начинали гулять еще с вечера, расходились только глубокой ночью. Собираться предписывалось на возвышенностях, если в пределах пешей возможности такие места имелись. Если холмов поблизости не было, то старались собираться просто около водоемов. Так же как и на Ивана Купала народ жег обрядовые костры, а молодежь вокруг водила хороводы.
Еще одна традиция предусматривала необходимость положить рано с утра на порог пучок ранее заготовленной крапивы. Этот простой жест был призван защитить жилище от бесовской силы.