Можно ли отказаться от электронной трудовой книжки?

С 01.01.2020 г. стартовал переход на использование электронной системы хранения сведений о рабочем стаже. В связи с этим многих волнует вопрос, возможен ли отказ от нововведений и сохранение прежнего порядка ведения трудовых книжек на бумаге. Статья рассказывает о правилах перехода на новый формат и о возможности отказа от электронной трудовой книжки (ЭТК).

Есть ли разница?

Можно ли отказаться от электронной трудовой книжки?

Отличие электронной книжки от обычной заключается только в способе хранения информации – ЭТК не будет иметь аналога на бумажном носителе. В остальном она будет идентична бумажной и содержать сведения о:

  • месте работы;
  • периодах работы;
  • должности (специальности, профессии);
  • квалификации (разряде, классе, категории, уровне квалификации);
  • датах, когда гражданин был принят, уволен, переведен на другую должность;
  • основаниях расторжения трудового соглашения.

Как уведомить работодателя о своем отказе?

В соответствии с положениями законодательства, сотрудники должны быть уведомлены о том, что трудовые книжки заменяются на электронные, до июля 2020 года. После такого уведомления у граждан есть право на подачу заявления об отказе от ЭТК.

Важно! Для граждан, которые начнут свою трудовую деятельность после 31.12.2020 г., использование новой электронной системы будет обязательным. С 01.01.2021 г. бумажные трудовые книжки работодатели оформлять перестанут.

Законодательство не предусматривает установленной формы для заявления об отказе от ЭТК. Составление документа осуществляется в свободной форме, подается он в письменном виде. Отказ должен быть направлен руководству до 31.12.2020 включительно.

Важно! В случае отсутствия ответа от сотрудника в форме согласия или отказа до установленного срока, на работодателя возлагается обязанность по продолжению ведения бумажной трудовой до тех пор, пока от гражданина не поступит заявление о переходе на ЭТК.

Возможность направить заявление после истечения установленного срока предоставляется женщинам в декретном отпуске, гражданам, находившемся на больничном, и тем, кто к моменту истечения срока не имел официальной работы, но имел на руках бумажную трудовую.

Следует учитывать, что выбрав ведение трудовой на электронном носителе, гражданин уже не сможет перейти обратно на бумажную.

 

Отказ может быть передан работодателю или кадровику лично, под роспись. В этом случае гражданин может быть точно уверен, что документ был получен адресатом. При этом следует составить документ в 2-х экземплярах, второй должен остаться у заявителя, а принявший его сотрудник должен проставить на нем отметку о получении и расписаться.

Также возможна передача заявления посредством почтовой связи путем отправки заказного письма с уведомлением и описью вложения. При этом на конверте требуется указание того адреса работодателя, который внесен в ЕГРЮЛ. В случае несовпадения этого адреса с фактическим, следует направлять письмо по обоим адресам.

Для поиска официального адреса можно зайти на сайт налоговой службы и воспользоваться электронным сервисом «Проверь себя и контрагента».

Если работодатель настаивает на ЭТК

Можно ли отказаться от электронной трудовой книжки?

Некоторые работодатели пытаются в принудительном порядке перевести сотрудников на электронную форму ведения трудовых. Это объясняется тем, что использование ЭТК уменьшает количество бумаг и облегчает работу сотрудника кадровой службы, которому не придется вести сразу две трудовых – электронную и бумажную.

Однако важно помнить, что у работодателя нет права принуждать гражданина к выбору именно электронного варианта трудовой, такой перевод осуществляется только в добровольном порядке. Использование ЭТК является обязательным только для работодателей.

Если договориться с руководством мирным путем не удается, у работника есть право на обращение в трудовую инспекцию с жалобой, но по возможности лучше постараться избежать открытого конфликта и найти компромисс, который устроит обе стороны.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что отказаться от ЭТК полностью не получится, поскольку работодатели должны вести их в обязательном порядке. Однако если человек не хочет отказываться от бумажного варианта, он может продолжать пользоваться им на законных основаниях.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here