Имя Петра Семеновича Попова ярко выделяется на фоне длинной плеяды предателей из числа сотрудников советских спецслужб тем, что он был самым первым агентом ГРУ, казненным за шпионаж в пользу США, и, соответственно, за измену Родине.
Родился Петр Семенович в 23 году под Костромой, на войну ушел, едва ему исполнилось 18 лет. Как говорили однополчане, солдатом Попов был хорошим, исполнительным, дисциплинированным, только очень уж замкнутым и нервным. После победы над немцами Попов решил связать свою жизнь именно с воинской службой, а потому отправился учиться в город Ленинград, в Военную академию тыла и снабжения. После окончания обучения Попов попал в Германию, и служил там при советской военной администрации. На этом месте Петр Семенович вновь отличился дисциплинированностью и исполнительностью, а потому заимел отличные рекомендации от руководства. По протекции своих начальников Попов попал на обучение в Военно-дипломатическую академию, откуда потом набирались сотрудники для советских спецслужб. Непосредственно сам Попов оказался в ГРУ и работал в австрийской столице – Вене.
Работа Попова в Вене заключалась в вербовке гражданских лиц, которые имели какую-либо информацию о Югославии. Это было важно, так как в то время отношения между Югославией и Советским Союзом оказались натянутыми. Во время постоянного поиска новых агентов для сотрудничества Петр Семенович и сам оказался завербованным вражеской стороной (ЦРУ). Примечательно, что даже в наше время до конца точно не ясно, при каких обстоятельствах это произошло. Есть несколько версий: первая гласит, что Попов сам закинул записку с предложением о сотрудничестве в автомобиль американских дипломатов (это американская версия); вторая говорит, что Попову американцы начали угрожать и шантажировать, обещая тайно увезти его в США и там навсегда отправить в тюрьму. Когда Петр Семенович был раскрыт, сам он рассказывал именно о второй версии, якобы пойти на предательство его вынудили.
Как именно Попов оказался на службе американцев теперь уже и не столь важно, ибо работал на США он очень продуктивно, под давлением и шантажом такое вряд ли возможно. Более того, агент «Грейспейс» (псевдоним Попова) вовсе не был простым рядовым сотрудником американских спецслужб, он имел невиданные привилегии и возможности для своей деятельности. Именно под него в ЦРУ был создан целый отдел, получивший название SR-9. В дальнейшем на протяжении всей холодной войны большей частью антисоветских операций от лица ЦРУ занималась именно эта структура.
Руководил SR-9 Джордж Кайзвальтер, он был непосредственным начальником Семена Попова. Именно этот человек разработал интересную программу работы «Грейспейса»: Попов в Австрии вербовал по поручению ГРУ новых агентов, однако по приказу Кайзвальтера агенты эти были преданны именно США. То есть в советскую разведку стараниями Попова внедрялись агенты, которые уже были агентами американцев. Помимо этого Петр Семенович сдавал ЦРУ всю известную ему информацию о работе ГРУ в Австрии, и даже каким-то образом раздобыл уникальные данные о ядерных испытания в Тоцке (1954 год).
Между тем, и в ГРУ Попова считали ценнейшим сотрудником, который вербует массу полезных агентов. После Австрии он недолгое время проработал в СССР (в Москве), а потом был отправлен в Германию. Практически сразу же он наладил контакт с американскими спецслужбами и там. Петр Семенович готовил кадры для советской разведки, одновременно с этим перевербовывая их на американскую сторону, или же передавая информацию о них в США.
Прокололся Попов лишь случайно, по глупости. Еще будучи на службе в Австрии он сошелся там с местной жительницей Эмилией Конахек. Даже уехав в Германию, с ней общение он решил не прекращать, а писал письма одно за другим. Такая странная активность сотрудника вызвала внимание ГРУ, за ним стали наблюдать, и вскоре выяснили, что помимо переписки с любовницей Петр Семенович еще и встречается с американцами – так Попов и попал в разработку.
В 1958 году советские спецслужбы начали операцию «Бумеранг», целью которой и был Попов. Примечательно, что в данной операции он назывался «Иудой». Вскоре выяснилось, что данные, передаваемые «иудой» американцам, крайне важны, а потому оставлять его в Германии и дальше было нельзя. Попова перевели на одну из должностей в Москву, где он все так же рьяно трудился на американцев, встречаясь с ними. В какой-то момент в квартире Попова был произведен тайный обыск, который помог собрать всю необходимую информацию о его предательской деятельности, и в 59-м году Петр Семенович был арестован и обвинен в измене Родине. Хоть Попов и охотно сотрудничал со следствием, это не уберегло его от приговора к смерти – в 1960 году двойного агента расстреляли. Интересно, что нет вообще никакой информации ни о дате расстрела, ни о месте его проведения.