В последнее время все чаще жильцы предъявляют претензии к работе управляющей компании. Как правило, жалобы связаны с тем, что деньги за услуги исправно платятся, вот только никаких видимых изменений нет.
Одним из контролирующих органов, который можно привлечь для проверки правомерности деятельности УК, является прокуратура.
Прежде чем обращаться в надзорные органы, необходимо подать заявление руководителю УК, в котором перечислить требования и претензии.
Это можно сделать, лично встретившись с руководством, или в письменном виде. Последний способ предпочтительнее.
Если ответной реакции нет, можно обращаться с жалобой в вышестоящие инстанции.
Основания для обращения в прокуратуру
Обращение в прокуратуру допустимо, если иные способы не дали желаемого результата и в случаях, когда:
- имеются доказательства неправомерного расходования денежных средств;
- УК уклоняется от выполнения обязанностей по договору или проявляет бездействие при обращении граждан;
- действия или бездействие работников УК привели к убыткам собственников;
- нарушаются права жильцов в отношении пользования общедомовым имуществом;
- УК не принимает меры по устранению аварий, например при затоплении подвалов, отказывается от укрепления фундамента, несущих конструкций здания;
- не проводится своевременное обслуживание лифтов;
- нарушаются требования к содержанию подъездов (не производятся ремонтные работы);
- не осуществляется уборка придомовой территории, не вывозится снег;
- управляющая компания отказывается представить документы, подтверждающие стоимость проведенных работ или закупленных материалов;
- несогласие собственников с тарифами на коммунальные услуги (завышение стоимости, размеров потребления);
- сдача в аренду площадей, входящих в общедомовое имущество, без уведомления и согласия собственников.
Деятельность управляющих компаний регламентируется законодательством РФ, а именно постановления Госстроя 170, а также статьи Жилищного кодекса. В этих же нормативных актах указаны требования к содержанию строений, придомовой территории, подъездов.
Права и обязанности сторон подробно прописываются в договоре, который заключается между УК и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме.
В случае, если пункты договора нарушаются или не исполняются в полном объеме, собственники вправе обратиться как к руководству УК, так и в надзорные органы.
Кто может обратиться с жалобой
Поскольку при заключении коллективного договора одной из сторон выступают собственники жилых или нежилых помещений, то обратиться с жалобой на неправомерные действия УК может любой жилец.
С просьбой проверить действие (бездействие) управляющей компании может как один гражданин, так и несколько. Во втором случае решение принимается на общем собрании. Чем больше собственников проявят недовольство, тем выше вероятность, что вопрос будет решен быстрее.
Единственное исключение – граждане, приживающие в многоквартирном доме на условиях социального найма, не могут обращаться с ходатайством в прокуратуру.
Какие доказательства необходимо предоставить
При обращении в надзорные органы заявители должны позаботиться о предоставлении доказательств:
- договор, заключенный между жильцами и управляющей компанией;
- фото-, видеозаписи, подтверждающие, например, отсутствие ремонта, хотя деньги за проведение были списаны;
- кассовые чеки, доказывающие завышение суммы сметных работ;
- товарные чеки на товары, стройматериалы, которые по факту не закупались;
- технический паспорт дома с указанием реального состояния строения.
Как правильно составить жалобу
Жалоба составляется в соответствии с требованиями и содержит:
- Наименование органа и ФИО (полностью) должностного лица, которому направляется ходатайство.
- ФИО заявителя или заявителей с указанием адреса проживания, контактных данных для направления решения.
- Документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, квитанции об уплате коммунальных платежей, справки об отсутствии задолженности.
- Наименование и юридический адрес управляющей компании.
- Перечисление инстанций (если были обращения), с указанием предпринятых мер.
- Обязательны ссылки на статьи закона, которые были нарушены.
- Просьбу о проведении проверки.
- Ожидаемые результаты. Допустимо излагать просьбы о решении конкретных нарушений, указанных в жалобе. Например, устранить нарушения, связанные с некачественным ремонтом, наказать виновных за неправомерное использование денежных средств.
- Опись прилагаемых доказательств, копий обращений в инстанции, ответов, фото, видеоматериалы.
- Дата составления, подписи заявителей.
Требования к составлению личной и коллективной жалобы примерно одинаковы. Во втором случае необходимо указать ФИО всех заявителей. В тексте обращения недопустимо использовать угрозы, ненормативную лексику, описание событий, не имеющих отношение к делу.
Не рассматриваются ходатайства, написанные неразборчивым почерком, анонимные, а также те, разбирательство обстоятельств которых не входит в компетенцию прокуратуры.
Способы передачи жалобы
Ходатайство можно передать лично сотруднику прокуратуры. В таком случае жалоба составляется в 2-х экземплярах. Один, с отметкой представителя прокуратуры о принятии остается у заявителя.
Можно отправить жалобу почтой ценным письмом с описью вложения. Датой подачи заявления будет считаться отметка о получении почтового отправления.
Оставить обращение можно на официальном сайте в онлайн-приемной.
Сроки рассмотрения
Стандартный срок на рассмотрение жалобы 10 – 30 дней. Повторное направление ходатайств без получения ответа бессмысленно, т.к. они не рассматриваются.
Если сроки прошли, а ответа нет, имеет смысл уточнить, на какой стадии находится рассмотрение жалобы. Для этого нужно обратиться лично, либо позвонить по телефону.
В случае положительного решения, в отношении деятельности управляющей компании будет проведена проверка, по результатам которой выносится решение:
- об устранении нарушений, наложения штрафа;
- перенаправление материалов дела на расследование, если в ходе проверки были выявлены признаки уголовного преступления;
- передача дела в Роспотребнадзор или жилищную инспекцию.
Если прокурор сочтет обращение бездоказательным, заявителю направляется отказ.
Вне зависимости от решения в ответном документе должно содержаться подробное разъяснение причин отказа или действий, которые будут предприняты в отношении деятельности управляющей компании.
Обжаловать решение можно в течение 10 дней после получения ответа.
Обращение в прокуратуру – это крайняя мера. Такой способ стоит использовать, если попытки призвать к ответственности управляющую компанию не принесли должного результата.