Действия государственных служащих далеко не всегда являются законными. На споры с чиновниками граждане нередко тратят внушительные суммы. Кто должен возмещать процессуальные расходы и компенсировать прочие убытки, рассказал Верховный суд России.
Необоснованные обвинения
В ноябре 2018 года жительницу Миасса обвинили в совершении административного правонарушения по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ. Протокол составил инспектор по охране земель.
Женщина с доводами чиновника не согласилась. Она заключила договор с юристом и инициировала судебное разбирательство. Услуги представителя обошлись заявительнице в 15 000 рублей. Первая инстанция поддержала жительницу Миасса и прекратила административное производство. Постановление государственные служащие не оспаривали.
Выиграв дело, истица потребовала возмещения процессуальных издержек. Претензии адресовались к государственному органу, сотрудник которого допустил ошибку. Первая инстанция удовлетворила иск, а также удержала с ответчика пошлину. Апелляция решение изменила. В качестве соответчика привлекли Росреестр.
Кассация отменила судебный акт и вернула дело во вторую инстанцию на повторное рассмотрение. В итоге служители Фемиды отказали во взыскании компенсации. Прекращение административного производства якобы не подтверждало факта нарушения со стороны чиновников. Должностные лица, по мнению апелляции, действовали законно.
Позиция Верховного суда России
Высшая инстанция поправила коллег (дело № 46-КГ20-9-К7). Ошибка была допущена в кассации. Ставить компенсацию убытков в прямую зависимость от вины государственного органа было нельзя. Служащие действительно действовали в рамках инструкций. Однако результатом стал ошибочный вывод о нарушении и причинение имущественного вреда заявительнице.
В обоснование Верховный суд России сослался на пункт 26 постановления № 5 от 24.03.2005 года. Расходы на юридическую поддержку подлежат возмещению в рамках статей 15, 1069 – 1070 ГК РФ. Средства выплачиваются из бюджета соответствующего уровня. Дополнительным аргументом стала также ссылка на позицию Конституционного суда России. Необходимость возмещения убытков стороне, выигравшей спор, подтвердили в постановлении № 36-П от 15.07.2020 года.
Практикующие юристы позицию высшей инстанции поддерживают. Процесс доказывания значительно упростился. Теперь чиновники не смогут опираться на формальные предписания. Соблюдение инструкций и регламентов не освободит от ответственности за недочеты. За ошибки служащих государству придется платить.